+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.08.2017 10:12:05
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор акций за II квартал 2017 года

II квартал 2017-го на рынке акций транспортных компаний традиционно прошел под знаком дивидендов за прошлый год. Их влияние на котировки было особенно заметно в конце весны, когда решения по выплатам, принимаемые советами директоров организаций, заставляли графики буквально взлетать. Лучшим тому примером стал «Аэрофлот», который несколько раз ставил абсолютные биржевые рекорды.
Ровная дорога неликвидности

«Тишина и покой» – именно так можно охарактеризовать ситуацию на рынке ценных бумаг главных машиностроительных компаний России. А виной всему банальная неликвидность их акций, из-за которой скачки котировок в большинстве случаев носят незначительный внутридневной характер.

График того же АвтоВАЗа на Московской бирже перестал пульсировать еще зимой – после достижения рекордного с начала года показателя в 12,74 руб. (24 января) он перешел в состояние стагнации, в котором остается и по сей день. Ценовой максимум в 9,75 руб. за бумагу был отмечен 10 апреля, а минимальный (8,72 руб.) – на закрытии торгов 22 июня. В среднем стоимость обыкновенной акции АвтоВАЗа последние 3 месяца находилась в пределах от 9,1 до 9,5 руб. Отсутствие ярких колебаний эксперты связывают с процессом капитализации, идущим внутри компании.

«Сроки капитализации недавно были сдвинуты по техническим причинам, и теперь она завершится не раньше конца этого года, а возможно – и в следующем году. От итогов этого процесса будет зависеть то, как дальше будет развиваться компания. Возможно, акционеры вообще примут решение о принудительном выкупе, поскольку доля основных игроков должна существенно вырасти в результате капитализации», – считает аналитик компании «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов.

Несмотря на заметное улучшение финансового положения АвтоВАЗа очевидных триггеров для его биржевых котировок по-прежнему нет, резюмирует эксперт.

Весь II квартал снижались котировки другого гиганта автопрома – компании «КАМАЗ». В своем ценовом максимуме (59,35 руб.) акции производителя грузовиков находились в начале апреля, но после незначительных колебаний стоимость бумаг постепенно упала. На торгах 16 июня был отмечен минимум – 49,9 руб. за одну бумагу. Преодолеть планку выше 52 руб. акциям КАМАЗа так и не удалось – последние квартальные торги закрылись на отметке в 51,65 руб.

Квартальные скачки «Соллерса» на Московской бирже были куда более интригующими. Чего стоило одно только падение цены бумаг до отметки в 508 руб., случившееся на торгах 31 мая. Притом что еще 20 апреля акции компании были на пике своей стоимости – 595 руб.

«Падение могло быть вызвано выходом кого-то из списка акционеров. К тому же бумага компании неликвидная и появление объемов на продажу или покупку может привести к существенному сдвигу. Сам по себе скачок связан с небольшими объемами продаж – из-за них как раз и бывают такие резкие внутридневные колебания», – предположил В. Беспалов.

В целом же акции «Соллерса» весь квартал находились примерно на одном и том же уровне – в диапазоне от 550 до 590 руб. за одну ценную бумагу. По словам В. Беспалова, компании не удалось встроиться в наметившуюся тенденцию по восстановлению продаж в автомобильной отрасли на российском рынке.

«То, что компании не удается воспользоваться ситуацией с улучшением продаж, как раз и оказывает сдерживающее влияние на акции», – констатирует аналитик.

Правда, к концу квартала график «Соллерса» все-таки восстановился и даже взял восходящий тренд – на торгах 29 июня за одну акцию компании давали уже 590 руб. Но эксперты по-прежнему считают эту динамику неубедительной.

Нефтяные потери

Отрицательную динамику в II квартале демонстрировали и привилегированные акции «Транснефти» – за последние 3 месяца их цена снизилась почти на 8%. Впрочем, в нисходящем тренде бумаги компании находятся уже с декабря прошлого года. Из-за низкой дивидендной доходности котировки остались без должной поддержки. Исправить ситуацию не смог даже прошлогодний рост прибыли «Транснефти», констатировали финансовые аналитики.

«В прошлом отрицательную карму «Транснефти» определяло несправедливое распределение прибыли между обыкновенными и привилегированными акциями, но с марта 2017 года в дивидендную политику были внесены изменения, уравнивающие обе категории бумаг по размеру дивидендов», – поясняет эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев.

Несмотря на это, дивидендная доходность по бумагам компании не превышает 2,5% (реестр на бирже закрылся 18 июля). Сами же котировки начиная с апреля находятся в общей тенденции с рынком, не давая крена ни в одну, ни в другую сторону. Ценового пика в 201 тыс. руб. они достигли на закрытии торгов 26 апреля, а минимума – 6 июня, когда одна акция продавалась за 156 тыс. руб. С середины первого летнего месяца график «Транснефти» стабилизировался возле отметки в 150–160 тыс. руб. По словам экспертов, некоторую поддержку котировкам оказывают слухи об имеющемся проекте по конвертации привилегированных акций эмитента в обыкновенные.

Контейнеры взяли паузу

Нисходящий тренд в течение всего квартала демонстрировал и «ТрансКонтейнер». Цена в 3515 руб. за акцию осталась в далеком прошлом – на ней закрылись биржевые торги 6 апреля. Дальше было только хуже – к концу месяца (21 апреля) за одну бумагу давали уже 3200 руб., а к середине июня и того меньше – 2965 руб. Подняться выше планки в 3 тыс. руб. до конца квартала акциям «ТрансКонтейнера» удалось дважды: 23 и 28 июня. Правда, скачки были непродолжительными и не имели положительной динамики. В итоге новый квартал оператор железнодорожных контейнерных перевозок начал с уже привычной ему биржевой отметки в 3 тыс. руб.

Споры с ФАС идут на пользу

А вот график котировок «Новороссийского морского торгового порта» (НМТП) менялся весь квартал. Причем тренд был преимущественно восходящим – за 3 месяца бумаги порта подорожали на 16,45%, до 7,045 руб. за штуку. Если первые торги апреля были закрыты на отметке в 6,25 руб., то к 25 мая стоимость акции НМТП достигла своего исторического максимума в 7,82 руб. Причиной такого скачка стали дивиденды – обвал котировок до 7,06 руб. на следующий день после закрытия реестра был сопоставим с их размером (48 коп. за акцию). А вот с начала лета акции эмитента залегли в дрейф, придерживаясь бокового тренда лучше остального рынка.

Влияние на движение котировок НМТП оказал и спор с Федеральной антимонопольной службой. Претензии ведомства по поводу высоких тарифов на перевалку грузов грозили порту штрафом в размере 9,74 млрд руб., что и стало причиной низкой стоимости бумаг в начале квартала. По итогам 2016 года компания выплатила около 78 коп. на акцию, а дивидендная доходность к цене закрытия составила около 10%.

«Дальнейшие перспективы акций эмитента поддерживаются обещаниями выплатить хорошие дивиденды по итогам I полугодия, а также успешным разрешением спора с ФАС», – прогнозирует А. Калачев.

Напомним, что в июле решение ФАС по делу о нарушении НМТП антимонопольного законодательства и установлении монопольно высоких цен арбитражный суд Москвы признал недействительным.

Скачки, которые не мешают стабильности

Постоянным движением отличался и квартальный график котировок «Газпрома». Понижательный тренд, взятый в начале апреля, завершился к началу мая, когда цена за одну акцию корпорации взлетела с 122 руб. до 136,75 руб. Эта цифра и стала квартальным максимумом для бумаг эмитента – с начала мая и до конца июня их стоимость менялась мало, оставаясь в диапазоне от 115 до 130 руб. за штуку.

Что касается дивидендов, то решение по ним было принято 30 июня, во время годового собрания акционеров: выплата за 2016 год составит 8,0397 руб. – 20% (190 млрд руб.) от чистой прибыли «Газпрома» по МСФО.

«Аэрофлот» берет новые высоты

А вот кому дивиденды обеспечили действительно рекордный взлет, так это «Аэрофлоту». Положительную динамику его котировок аналитики отмечали с самого начала года, но боялись строить конкретные прогнозы на будущее. Правда, рекордные биржевые показатели авиакомпании говорили сами за себя, достижение исторических максимумов сделало его, по словам экспертов, настоящим подарком для инвесторов. Особенно успешными стали торги 25 мая, на закрытии которых за одну акцию «Аэрофлота» давали 195,15 руб. – такого показателя национальный авиаперевозчик не достигал с момента своего основания. Ожидание высоких дивидендов, размер которых должен составить не менее 50% от чистой прибыли по МСФО, лишь подогревало рост: за 3 месяца котировки акций поднялись на 16,19%.

«По итогам 2016 года авиаперевозчик показал рекордную прибыль свыше 69 млрд руб. по сравнению с убытком в 22,55 млрд руб. годом ранее. Итоговый размер дивидендов составил 17,4795 руб. на акцию, что давало дивидендную доходность к котировкам на начало квартала в размере свыше 10%. Естественно, это толкало котировки вверх, квартал закрылся по цене 195,2 руб. за акцию, а к 12 июля, когда на бирже закрывался реестр акционеров на дивиденды, цена взлетала до 225 руб.», – объясняет А. Калачев.

Завидную устойчивость котировки «Аэрофлота» продолжают демонстрировать до сих пор – на положительную динамику не повлияло даже закрытие реестра примерно на величину дивидендов и последовавшее за ним небольшое падение котировок. Аналитики уверены, что успешное окончание текущего финансового года перевозчиком будет зависеть от роста пассажиропотока на фоне увеличения рыночной доли авиакомпаний группы «Аэрофлот».

Два других воздушных эмитента, «ЮТэйр» и обанкротившаяся «Трансаэро», не продемонстрировали по итогам II квартала никакой положительной динамики. Графики обоих перевозчиков все 3 месяца имели нисходящий тренд, лишь подтверждая печальные прогнозы аналитиков.

Начав апрель с 99,9 руб. за акцию, к концу мая «ЮТэйр» просела до отметки 8 руб. А к середине июня цена одной бумаги компании составляла всего 7,64 руб. Стагнация «Трансаэро» была еще более заметной – в конце марта котировки обвалились до отметки ниже 2 руб. и больше уже не поднимались. Черным днем для компании стало 22 мая, когда стоимость ее акций достигла своего исторического минимума в 0,89 руб. Последовавший за ним подъем на 41% (до 1,59 руб.) был связан с сообщениями об отложенном до 13 сентября рассмотрении дела о банкротстве авиакомпании. Однако переломить общую тенденцию снижения котировок новости не смогли – стоимость бумаг «Трансаэро» замерла возле отметки в 1 руб.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions