По результатам проведенного мониторинга Счетная палата выступила за ужесточение закона о закупках товаров и работ для нужд госкомпаний (223-ФЗ). В обзоре закупок государства и госкомпаний по итогам 2015 г. указывается, что в федеральном госзаказе выявлено 500 нарушений на 125 млрд руб, в сравнении с 2014 г. – 276 нарушений на 39,6 млрд. Закупки госкомпаний также прошли с нарушениями. Аудиторы предлагают ограничить перечень случаев, когда закупка возможна у единственного поставщика.
Сегодня в закупочной деятельности по 223-ФЗ практически отсутствует конкуренция. По данным Минэкономразвития 95% закупок осуществляется на неконкурентной основе! Что касается закупок у МСП, то в 2015 году среднее количество подаваемых заявок для участия в процедуре составило 1,2 участника. Многие госкомпании создают лишь видимость конкуренции, так формируя заказ, чтобы соответствовать всем его требованиям мог только один поставщик. Минэкономразвития также говорит о том, что отсутствие четких требований к способам закупки привело к тому, что заказчики используют свыше 3500 способов определения поставщика, в большинстве случаев маскируя ими закупки у единственного поставщика.
Регулировать закупочные процедуры, проводимые госкомпаниями, нужно законодательно. Первое – утвердить поправки в закон о закупках госкомпаний. Изменения в 223-ФЗ уже прошли первое чтение в Госдуме. Дополнения в закон как раз касаются ужесточения требований к проведению закупок на электронных площадках, сокращения количества закупочных процедур, применяемых госкомпаниями, увеличения доли закупок в электронной форме.
После принятых изменений в закон мы увидим истинную картину работы госкомпаний. Сможем выделить все закупки у единственного поставщика, оценить целесообразность их количества. «Свободный» и «рамочный» 223-ФЗ зачастую позволяет госкомпаниям не экономить средства, а наоборот, использовать дополнительные финансовые затраты, возникшие как следствие отсутствия конкуренции.
Конечно, закупки у единственного поставщика нельзя полностью исключать. Они могут присутствовать в закупках госкомпаний, но они должны быть чётко регламентированы и обоснованы. Именно разработка и утверждение регламента осуществления закупок у единственного поставщика должно стать следующим шагом на пути развития конкуренции и повышения эффективности закупочных процедур госкомпаний.
В итоге, а масштабах страны мы получим современную, конкурентную экономику и рост производственного предпринимательства.
Сергей Фахретдинов,
член Президиума Генерального совета "Деловой России",
руководитель рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по развитию системы закупок
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions