Для сравнения, в 2011 году доля топлива пятого класса в структуре потребления автомобильных бензинов составляла всего 2%, дизельного топлива – 17%. Во-вторых, удалось повысить глубину переработки нефти. Так, если в 2011 году глубина переработки на российских НПЗ в среднем составляла 70,6%, то в 2017-м, по предварительным данным Росстата, – уже 81% (по данным Минэнерго России, даже несколько больше – 81,3%). Позитивные результаты обусловлены происходящей в отрасли модернизацией. Так, по данным Росстата, всего за период 2011–2017 гг. в отрасль было вложено более 2,1 трлн руб. (в ценах 2011 г.). Напомним, что для ее осуществления в 2011-м были подписаны четырехсторонние соглашения между основными российскими нефтеперерабатывающими компаниями, ФАС России, Ростехнадзором и Росстандартом. Также в 2011 году (и несколько раз после) корректировалось таможенно-тарифное регулирование, что было нацелено в первую очередь на повышение глубины переработки нефти в России. А несколько ранее были введены требования по переводу внутреннего рынка в перспективе на моторное топливо высоких экологических классов.
Глубина переработки нефти в разных странах отличается, например, по данным МЭА, в США уже в 2015 году глубина переработки нефти превышала 97%, в Канаде была близка к 95%, в Великобритании и Германии была около 92%, в Италии – около 90%. То есть это те показатели, на которые можно ориентироваться. В проекте Энергетической стратегии на период до 2035 года цели по глубине переработке нефти заданы на сопоставимом уровне: планируется достичь показателя в 90–91% ко второму этапу реализации стратегии (в период 2021–2035 гг.).
Автор: Виктория Гимади, начальник Управления по ТЭК Аналитического центра при правительстве РФ
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.