Наибольшие разногласия вызывает перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ составляет не менее чем 60% (приказ Минприроды России от 18 апреля 2018 г. № 154). Это предприятия, которые с 1 января 2019 по 1 января 2022 года обязаны подать заявку на получение комплексного экологического разрешения (КЭР).
Включение юридических лиц в перечень носит бессистемный, непрозрачный характер, критерии отбора не соответствуют тем, которые установлены постановлением правительства РФ № 1029, а уровень загрязнения – в 60% от чего? Всех валовых выбросов/сбросов по России? субъекту РФ? За какой период времени – год или месяц?
Неопределенность допускает большую вероятность субъективизма при принятии решения. Получение КЭР, с одной стороны, является масштабным и ресурсоемким проектом для предприятий, с другой стороны, и промышленность, и общество заинтересованы в наиболее эффективной реализации механизмов государственного регулирования посредством КЭР, в вовлечении в данный процесс объектов, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду.
Исходя из этого, бизнес был вправе ожидать, что для каждого объекта, включаемого в перечень, должны быть указаны значения его валовых объемов воздействия за определенный период, свидетельствующие о его конкретном вкладе в 60%-ный уровень влияния на атмосферный воздух, водные объекты, почву в РФ. Также требуется учитывать вклад объектов не только федерального (как предлагается разработчиками проекта приказа), но и регионального уровня, поскольку правоустанавливающая норма п. 6 ст. 11 № 219-ФЗ не делает никаких исключений.
Бизнес считает, что отбор объектов следует проводить на основании сведений, содержащихся в открытых источниках, для возможности проверки обоснованности включения или не включения в перечень того или иного объекта. В пояснительной записке к приказу говорится, что перечень сформирован на основании ежегодно представляемых природопользователями в Росприроднадзор отчетов о фактических объемах выбросов и сбросов. Вместе с тем доступ к подобной информации на сайте Росприроднадзора для проверки обоснованности составления перечня технически невозможен.
Помимо этого, критерии отбора должны учитывать соотношения сбросов и выбросов загрязняющих веществ и твердых отходов. Они должны устанавливаться и публиковаться в установленном порядке.
Из иных недостатков перечня следует отметить, что он не содержит никакой информации о предприятии, даже его названии, кроме кодов объектов (например, п. 1 – «Производство тепловой и электрической энергии», кто именно должен подавать заявку на КЭР?) и кратких наименований объектов.
Отмечается присутствие в нем объектов, производящих меньшее количество загрязнения, нежели аналогичные объекты из тех же регионов, но не включенные в перечень, с объемом выбросов и сбросов менее 0,1% от суммарного объема воздействия в России. В то же время в перечне отсутствует ряд объектов, производящих гораздо большее количество загрязняющих веществ, чем некоторые, включенные в него.
По мнению РСПП, приказ № 154 Минприроды России должен быть отменен, переработан и при его подготовке в новом, обоснованном виде необходимо предложить прозрачные и обоснованные механизмы формирования перечня наиболее проблемных промпредприятий, проведено его широкое обсуждение с участием предпринимательского сообщества.
Автор: Юрий Максименко, заместитель председателя Комитета РСПП по экологии и природопользованию, руководитель проекта по вопросам экологии компании «Базовый элемент»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.