+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.05.2016 13:33:07
Разное / Новости
РЖД-Партнер

Всемирный банк: Инвестиции в развитие транспорта будут увеличиваться

Снижение цен на энергоресурсы, санкционное противостояние снизили инвестиционную способность сразу нескольких государств евразийского континента. Однако большинство стран не торопится сворачивать реализуемые масштабные проекты по развитию транспортной инфраструктуры, видя в этом потенциальный источник роста доходов от торговли и транзита. О специфике инвестиций в данную отрасль в нашей стране мы поговорили с координатором проектов в секторе транспорта и ИКТ Представительства Всемирного банка в Казахстане Алией Каракуловой.  

– Расскажите, пожалуйста, об инвестициях Всемирного банка в создание и модернизацию транспортной инфраструктуры Центральной Азии и Казахстана в частности.
– На сегодняшний день доля транспорта в мировом валовом внутреннем продукте составляет порядка 6%. Страны вливают значительные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры, и, похоже, расходы будут увеличиваться, чтобы удовлетворить стремление к повышенной мобильности и улучшенному транспортному сообщению.
За прошедшее десятилетие Всемирный банк предоставил миллиарды долларов США в поддержку проектов развития транспорта, которые принесли пользу более 100 миллионам жителей. Признавая экономические, социальные и экологические преимущества развитой транспортной инфраструктуры и услуг в Центральной Азии, Всемирный банк инвестировал порядка 3,5 миллиардов долларов США в развитие транспортного сектора региона. Мы оказываем содействие региональной программе по улучшению транспортного сообщения между Кыргызской Республикой и Таджикистаном, реализуемой по инициативе правительств этих стран. В Узбекистане мы поддерживаем проект строительства железной дороги Ангрен – Пап, которая станет первой линией, обеспечивающей круглогодичное сообщение между Ферганской долиной и остальной частью страны.
Казахстану предоставлен крупнейший в истории Всемирного банка инвестиционный заем в размере 2,1 миллиарда долларов США на строительство и восстановление транспортного коридора протяженностью 2840 км, пересекающего страну от восточной границы с Китаем до западной границы с Россией. Реализованный в срок, качественный и низкозатратный проект меняет схему использования наземного транспорта и логистику на евразийском пространстве, дополняя железнодорожное сообщение и представляя значимую, менее затратную альтернативу перевозок из Китая в Европу. Содействуя развитию торговли и транзита через Казахстан, проект также способствует реализации реформы транспортного ведомства и повышению потенциала в управлении дорожными активами, их эксплуатации и содержания, а также безопасности дорожного движения.
Сегодня Правительство Казахстана рассматривает Всемирный банк как приоритетного партнера по финансированию двух важных транспортных коридоров, связывающих центр (Астана) с западом (Актау с выходом на Туркменистан) и с югом (Алматы с выходом на Центральную Азию). Предполагается, что данные проекты будут способствовать оптимизации крупных инвестиций в линейную инфраструктуру в поддержку региональной интеграции, улучшения транспортного сообщения, создания рабочих мест и реализации стратегии инклюзивного роста, дополняя традиционную модернизацию дорог.

– Поддерживаете ли вы частные инициативы в сфере транспорта?
– Всемирный банк признает, что политика в области транспорта и логистики не может быть успешной без предварительных консультаций с частным сектором, и государственный сектор не может реализовать эту политику без его участия.
В банке накоплен огромный опыт и знания об участии частного сектора в развитии инфраструктуры, и поэтому мы получаем все больше запросов о технической помощи от стран, являющихся нашими клиентами. База данных Всемирного банка по участию частного сектора в развитии инфраструктуры располагает информацией о более 8000 таких проектов в развивающихся странах, начиная с 1984 года.
В то же время Банк принял непосредственное участие в подготовке сравнительно небольшого количества проектов строительства платных дорог. Одной из причин является то, что взимание платы эффективно на дорогах с высокой интенсивностью движения и при условии, что местная правовая база и институциональный потенциал позволяют эффективно привлекать к участию частный сектор. В рамках консультативной помощи по государственно-частному партнерству (ГЧП) в транспортном секторе Всемирный банк оказал поддержку многим странам по процессам приобретения земли и установлению тарифов, а также предоставлял частичные гарантии от рисков.
Когда правительства разрабатывают планы по усовершенствованию транспортно-логистического сектора, Всемирный банк особо выделяет необходимость консультаций с местными бизнес-группами и населением. Неравные условия, когда предпочтение отдается государственным предприятиям, вызывают обеспокоенность частного сектора и ограничивают их возможности по созданию рабочих мест и повышению благосостояния.

– Имеют ли, на ваш взгляд, проекты ГЧП в транспортной отрасли Казахстана перспективы?
– Многие страны, включая Казахстан, стремятся объединить лучшие стороны государственного сектора как разработчика долгосрочных планов и защитника интересов населения с лучшими свойствами частного сектора как новатора, оператора и рационализатора. Если проект прибыльный по определению, естественно, он будет привлекать частных инвесторов. Если нет, частные инвестиции будут зависеть от достаточных и надежных долгосрочных государственных субсидий. Площадь и низкая плотность населения Казахстана, а также резко континентальный климат обусловливают относительно низкие объемы перевозок и транспортную инфраструктуру, строительство, модернизация и содержание которой требуют больших затрат.
В настоящее время Группа Всемирного банка через Международную финансовую корпорацию (МФК) оказывает консультативную помощь Правительству Казахстана в структурировании и подготовке проекта Большой Алматинской кольцевой дороги протяженностью 65 км, расчетной стоимостью 700 миллионов долларов США. Проект будет реализован в форме ГЧП по принципу «строй – управляй – передавай», в котором частный партнер будет отвечать за строительство, финансирование, управление, взимание пошлин и содержание дороги в течение 20 лет. Мы также поддерживаем Правительство в разработке стратегии взимания пошлин на участке дороги Алматы – Хоргос и поощряем привлечение частного сектора к содержанию республиканской сети дорог.

– Как в целом вы оцениваете уровень рисков инвестиций в транспортную отрасль Казахстана?
– Эффективное управление, последовательность и общее состояние отрасли – основные факторы, влияющие на привлечение финансирования частного сектора во многих странах региона, в том числе в Казахстане.
Прежде всего, и частному, и государственному секторам необходимы устойчивый экономический рост, стабильность и отсутствие потрясений. Это означает нетерпимость к коррупции, отсутствие неофициальных платежей или других проблем управления. Требуются экономические и политические условия для того, чтобы активы стали привлекательными для долгосрочных инвесторов.
Во-вторых, стандартизация тендерной документации и контрактов помогает сократить риски. Для инвесторов важна последовательность, чтобы у них не возникало ощущения, что с каждой сделкой их просят вносить существенные изменения.
В-третьих, всегда должен преобладать экономический принцип возмещения затрат. Поскольку инвесторы не платят, а только помогают финансировать инфраструктуру, отрасли должны иметь надежный поток денежных средств для привлечения к финансированию частного сектора.

– Считаете ли вы необходимым проведение реформ в транспортно-логистическом комплексе Казахстана для повышения прозрачности и эффективности данного сектора?
– Несмотря на то, что стратегически Казахстан обладает потенциалом для того, чтобы связать растущие рынки Юго-Восточной Азии и Китая с Россией и Европой, согласно данным исследования торговой логистики за 2014 год «Налаживание связей для повышения конкурентоспособности: торговая логистика в глобальной экономике», по показателю эффективности логистики (LPI) Казахстан занимает 88 место среди 160 стран. За прошедшее десятилетие страна инвестировала значительные средства в улучшение сообщения, и, на наш взгляд, транспортная инфраструктура больше не является ключевым фактором, сдерживающим перемещение импортных, экспортных и транзитных товаров. Это говорит о том, что инфраструктура – это лишь один элемент пазла, а эффективные услуги и содействие торговле имеют не менее важное значение.
Институциональная реформа в таких областях, как таможня, остается приоритетом для Казахстана. Своевременность, компетентность логистики, стоимость транспортировки (неофициальные платежи) – другие основные направления, требующие усовершенствования. Устранение этих отстающих элементов не требует больших затрат, труднее всего изменить человеческий компонент – координацию, образование и модель поведения.
По мере изменения экономической географии Казахстану необходимо оперативно и стратегически реагировать, чтобы использовать преимущества инициативы «Один пояс – одна дорога», выдвинутой Китаем, который все больше принимает на себя международную миссию. Также необходимо учитывать последствия снятия экономических санкций в отношении Ирана. Если Казахстан хочет получить преимущества от экономического роста в приграничных государствах, необходимо ускорить достижение результатов по усовершенствованию логистики и повышению эффективности в пунктах пересечения границы.
Сегодня не отдельные фирмы, а глобальные цепи поставок конкурируют между собой в предоставлении высококачественных услуг и товаров покупателям. Расположенный в сердце Евразии Казахстан может получить значительные преимущества от развития сектора транспорта и логистики с точки зрения дохода и занятости населения, поскольку глобальные цепи поставок продолжают связывать дешевые рабочие места в одной части мира с богатыми потребителями в другой. Ответ заключается в сочетании лучших услуг, скорости, безопасности, стабильности и стоимости для внутренних и глобальных цепей поставок.

Журнал «Транс-Logistics Казахстан», №1(2016)

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions