RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
04.08.2016 16:12:03
РЖД-Партнер

Уйти от налогов

В последнее время все активнее стали обсуждаться всевозможные меры по поддержке отечественной промышленности. Как одни из инструментов рассматривается возможность предоставления налоговых льгот. В связи с этим необходимо решить, в каких областях снижение налогового бремени будет особенно эффективно, а для этого можно обратиться и к зарубежному опыту.
 

Не душите бизнес

По словам председателя совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константина Бабкина, существующий уровень налоговой нагрузки на бизнес крайне высок. «По данным Мирового банка, за 2014 год суммарная доля налогов и сборов в прибыли компаний до уплаты налогов составляет в России 47% против среднего значения 41,2% в странах ОЭСР. При этом российская система налогообложения не предусматривает масштабных налоговых льгот и преференций, которые активно реализуются в странах – членах ОЭСР, в частности, для стимулирования налогоплательщиков вкладывать получаемую прибыль в развитие производства», – пояснил он.

В этой связи предлагается ввести инвестиционную льготу по налогу на прибыль в форме уменьшения суммы уплачиваемого налога в размере 50% затрат компаний на модернизацию имеющихся основных фондов, вложения в НИОКР. Введение подобных стимулирующих налоговых мер позволит в автоматическом режиме регулировать налоговую нагрузку предприятий в зависимости от их инвестиционной активности.

Особое место в системе налогообложения занимают транспортные налоги, по мнению К. Бабкина, их уровень просто подрывает конкурентоспособность российской экономики. «Мы считаем, что сегодня транспорт обложен налогами чрезмерно. Существует очень много налогов на перевозку товаров. Мы предлагаем снизить налоговое бремя и отказаться, в частности, от системы «Платон». Сейчас обсуждается возможность введения новых сборов, аналогичных «Платону», в региональном масштабе. Если такое решение будет принято, то перевозка в России подорожает. Что опять же будет подрывать конкурентоспособность нашей экономики. Мы считаем, что от этого нужно отказываться. Нужно снизить транспортную составляющую налоговой нагрузки на промышленность, сократив количество сборов», – прокомментировал он.

Говоря о транспортной составляющей, К. Бабкин коснулся и эффективности работы системы строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования. Здесь предлагается пересмотреть подход к наполнению дорожных фондов России. Существующая система финансирования дорожных фондов подразумевает наполняемость этих фондов за счет сбора маркированных налогов и платежей, в частности транспортных налогов и топливных акцизов. Между тем годовые отчеты фондов свидетельствуют, что такая система неработоспособна, поскольку дорожные фонды финансируются за счет транспортного налога и топливных акцизов лишь на 33%. Плата за проезд по платным участкам федеральных трасс не покрывает даже операционных затрат на их содержание.

Данную систему предлагается пересмотреть и финансировать фонды из федерального и региональных бюджетов напрямую. Такая мера позволит ликвидировать маркировку налогов и платежей и установить их ставки на эффективном уровне, без привязки к наполняемости соответствующих фондов.

Выбирая механизм

При разработке мер налогового стимулирования важно не забывать обращаться к зарубежному опыту. Руководитель аппарата председателя совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Анастасия Астахова отметила, что в других странах налоговое стимулирование с целью развития производства и локализации достаточно распространено. «В данном случае интересен подход, позволяющий нам давать льготы компаниям, которые вкладываются в развитие производств с высокой добавленной стоимостью и развивают локализацию», – говорит она.

В качестве примера А. Астахова привела механизм поддержки производства воздушных судов, действующий в США. «В настоящее время там применяются налоговые льготы, которые администрируются на уровне штата. Речь идет о штате Вашингтон. Налоговая льгота для производителей авиационных судов доступна при условии осуществления исключительно на его территории производства фюзеляжа воздушного судна или крыльев, плюс ко всему обязательным критерием является окончательная сборка судна. Соблюдая требования по локализации, компания может рассчитывать на предоставление целого комплекса налоговых льгот, состоящего из семи инструментов», – пояснила А. Астахова.

По ее словам, если провести параллель с отечественным законодательством, то льготы связаны с налогом на прибыль, на имущество, на недвижимость, а также с расходами, которые за отчетный период понесены компанией в целях реконструкции производственных зданий либо определенных закупок, в том числе техники, необходимой для развития производства. Пока в России подобных практик нет, но в будущем, по мнению А. Астаховой, данный механизм может быть внедрен.

Стоит отметить, что практика налоговых преференций в России все-таки существует. В частности, если говорить про закон о гринфилдах, то есть о крупных новых инвестиционных проектах, который стал большим шагом для промышленных предприятий. «Мы в этот закон включали свои инициативы, и ключевая из них – это как раз льгота, предоставляемая в рамках специнвестконтрактов. Это полное обнуление налогов на прибыль до 2025 года. Мы считаем, что это сигнал инвесторам, в том числе и зарубежным, о том, что инвестировать нужно сейчас. Дополнительно в качестве преференции была также включена ускоренная амортизация продукции», – сообщил начальник отдела инвестиционной политики и макроэкономического прогнозирования департамента стратегического развития и проектного управления Минпромторга России Андрей Сухарев.

Однако он добавил, что в отношении внедряемых мер необходимо получить обратную связь от регионов и предприятий для понимания того, как их можно сделать еще более эффективными.

Промышленности нужна революция

Говоря о развитии отечественной промышленности в целом, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова подчеркнула, что это очень важный вопрос, который, помимо налоговых льгот, требует целого комплекса мер. Особенно в свете того, что из сферы развития промышленности фактически выведен малый бизнес. «Мы пытаемся развить внутреннее производство и помочь малому бизнесу начать активно работать. Но как производить, если в стране деньги – это товар и гораздо выгоднее покупать и продавать их, чем заниматься собственным производством? Мы сегодня должны вести речь даже не о налоговом стимулировании, а об индустриализации бизнеса, потому что он пока не имеет возможности развиваться», – заявила она.

Также Е. Дыбова отметила, что необходимо развивать и систему государственного заказа, поскольку сейчас предприятия загружены не полностью и, по сути, нужно толкнуть спрос. Но это должна быть целевая комплексная государственная программа, которая наглядно продемонстрирует, что развитие возможно только путем вложения в собственный производственный бизнес.

Александра Можаровская

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Правительство Украины: Остановлен транзит украинских товаров через территорию Российской Федерации

Кабмин Украины проинформировал о полной остановке транзита по территории России украинских товаров в третьи страны. 

РЖД-Партнер

2016 год – вместе с журналом «РЖД-Партнер»

В Новом году помимо линейки наших основных печатных продуктов и дополнительных печатно-электронных проектов мы подготовим для вас ряд важных мероприятий различного формата, благодаря которым ваш деловой сезон будет насыщенным и эффективным. (подробности online)

РЖД-Партнер

ФАС вынесет решение по делу "Аэрофлота", подозреваемого в завышении цен, в 2016 году

Татарстанское Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) завершит работу над делом "Аэрофлота", подозреваемого в завышении цен на билеты на маршруте "Казань-Москва", не до конца года, как ожидалось ранее, а в 2016 году. Об этом сообщил сегодня ТАСС представитель ведомства. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions