RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
11.03.2016 11:21:16
РЖД-Партнер

У концессии пока нет альтернативы - мнение

Концессия как форма сотрудничества инвесторов в сфере транспортной инфраструктуры в нестоящее время вне конкуренции. В будущем альтернативу ей составит принятый в июле 2015 года ФЗ № 224 «О государственно-частном партнерстве». В настоящее время ситуация такова: если проект может быть реализован на основе концессионного соглашения – при прочих равных условиях стоит выбирать именно этот формат. 

При этом нельзя сказать, что концессия – идеальный инструмент, он имеет свои недостатки. Например, последние судебные решения по «Орловскому тоннелю» ограничивают (но вопреки расхожему мнению, не отменяют полностью) возможность разрешения споров по концессии в международном коммерческом арбитраже. Тем не менее, концессия много лет известна рынку, в том числе финансирующим организациям. По концессиям наработана практика, то есть и инвесторы, и органы государственной власти начали привыкать к этой форме взаимодействия.

Концессия является классическим примером развития законодательства: большинство поправок к нему принято по результатам анализа практики реализации ГЧП-проектов, а при их разработке ведется серьезная работа по учету мнения рынка. ФЗ «О государственно-частном партнерстве» также разрабатывался с учетом международной практики и практики реализации ГЧП-проектов в России (в том числе, концессионных). Однако, он еще не отработан на практике. Обращаясь к опыту применения концессии, можно предполагать, что реально действенным инструментом новый закон станет только после его апробации в течение нескольких лет. При этом ФЗ «О государственно-частном партнерстве» не будет подменять концессию: у этих форм ГЧП будут собственные ниши на рынке ГЧП-проектов.

Таким образом, пока рано говорить о каком-либо существенном влиянии ФЗ № 224 (ФЗ «О государственно-частном партнерстве») на рынок ГЧП. Федеральный закон вступил в силу только 01 января 2016 года, и ГЧП-проекты только начинают структурироваться на его основе. Вместе с тем, инвесторы уже проявляют к нему интерес. Например, есть попытки реструктуризации на его основе некоторых масштабных, но до сих пор не реализованных ГЧП-проектов.

В целом ФЗ «О государственно-частном партнерстве» - перспективный механизм взаимодействия публично-правовых образований и инвесторов. Например, в соответствии с его положениями для принятия решения о реализации проекта должно быть проведено обоснование его сравнительного преимущества в использовании средств бюджета по сравнению с государственным контрактом. В условиях текущей экономической ситуации и проведения общей политики, направленной на рост эффективности расходования бюджетных средств, данный механизм является особенно актуальным: уполномоченные органы государственной власти имеют установленный законодательством алгоритм принятия решения о реализации инвестиционного проекта на основе указанного закона.

Аналогичные механизмы, направленные на обоснование эффективности проекта, могут применяться и в концессии. Например, распоряжением Росавтодора от 08.09.2014 № 1714-р утверждены применимые для концессионных проектов в

автодорожной сфере методики, в том числе «Методика по структурированию инвестиционного проекта для возможности применения различных инвестиционных механизмов, в том числе механизмов государственно-частного партнерства», «Методика оценки эффективности применения инвестиционных механизмов, в том числе механизмов государственно-частного партнерства», «Методика по выбору оптимальных инвестиционных механизмов, в том числе механизмов государственно-частного партнерства, реализации инвестиционных проектов». Но указанные методики формально не имеют силу закона и не обязательны к применению, в то время как без обоснования сравнительного преимущества решение о реализации проекта на основе ФЗ «О государственно-частном партнерстве» не может быть принято.

Михаил Корнев, юрист практики ГЧП и инфраструктуры юридической фирмы VEGAS LEX

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Проект паромной переправы Усть-Луга - порты Германии

Общий объем инвестиций на строительство терминалов железнодорожной паромной переправы "Усть-Луга-Балтийск--порты Германии" составит 121 миллион 205,51 тысяч евро. По прогнозу, суммарный грузовой поток на маршруте "Усть-Луга-Балтийск--порты Германии" составит 3,52 миллиона тонн в год.
РЖД-Партнер

Успешность латвийского транзита зависит от России

2002 год для латвийского транзита можно будет считать успешным, если опирающийся на экспорт российского сырья грузопоток через латвийские порты и сухопутные пограничные пункты сохранится на прошлогоднем уровне, считает директор департамента транзитной политики Министерства сообщения (МС) Андрис Малдрупс.
РЖД-Партнер

Планируется развитие Одесского порта

По информации начальника Одесского порта Николая Павлюка и директора СРЗ "Украина" Виталия Белинского, принят проект развития Одесского порта на площадях соседнего завода "Украина" стоимостью около 144 миллионов долларов, что даст дополнительно 11,4 миллиона долларов прибыли ежегодно. По этому проекту, согласованному с руководством обоих предприятий и Минтрансом Украины, СРЗ "Украина" передал на баланс порта часть собственной территории площадью 4,6 га, 450 м причальной линии и часть строений, на которых уже работает ряд перегрузочных комплексов.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Ожидается ли в 2017 году дефицит подвижного состава или парк на сети РЖД удастся сбалансировать?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions