RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
11.03.2016 11:21:16
РЖД-Партнер

У концессии пока нет альтернативы - мнение

Концессия как форма сотрудничества инвесторов в сфере транспортной инфраструктуры в нестоящее время вне конкуренции. В будущем альтернативу ей составит принятый в июле 2015 года ФЗ № 224 «О государственно-частном партнерстве». В настоящее время ситуация такова: если проект может быть реализован на основе концессионного соглашения – при прочих равных условиях стоит выбирать именно этот формат. 

При этом нельзя сказать, что концессия – идеальный инструмент, он имеет свои недостатки. Например, последние судебные решения по «Орловскому тоннелю» ограничивают (но вопреки расхожему мнению, не отменяют полностью) возможность разрешения споров по концессии в международном коммерческом арбитраже. Тем не менее, концессия много лет известна рынку, в том числе финансирующим организациям. По концессиям наработана практика, то есть и инвесторы, и органы государственной власти начали привыкать к этой форме взаимодействия.

Концессия является классическим примером развития законодательства: большинство поправок к нему принято по результатам анализа практики реализации ГЧП-проектов, а при их разработке ведется серьезная работа по учету мнения рынка. ФЗ «О государственно-частном партнерстве» также разрабатывался с учетом международной практики и практики реализации ГЧП-проектов в России (в том числе, концессионных). Однако, он еще не отработан на практике. Обращаясь к опыту применения концессии, можно предполагать, что реально действенным инструментом новый закон станет только после его апробации в течение нескольких лет. При этом ФЗ «О государственно-частном партнерстве» не будет подменять концессию: у этих форм ГЧП будут собственные ниши на рынке ГЧП-проектов.

Таким образом, пока рано говорить о каком-либо существенном влиянии ФЗ № 224 (ФЗ «О государственно-частном партнерстве») на рынок ГЧП. Федеральный закон вступил в силу только 01 января 2016 года, и ГЧП-проекты только начинают структурироваться на его основе. Вместе с тем, инвесторы уже проявляют к нему интерес. Например, есть попытки реструктуризации на его основе некоторых масштабных, но до сих пор не реализованных ГЧП-проектов.

В целом ФЗ «О государственно-частном партнерстве» - перспективный механизм взаимодействия публично-правовых образований и инвесторов. Например, в соответствии с его положениями для принятия решения о реализации проекта должно быть проведено обоснование его сравнительного преимущества в использовании средств бюджета по сравнению с государственным контрактом. В условиях текущей экономической ситуации и проведения общей политики, направленной на рост эффективности расходования бюджетных средств, данный механизм является особенно актуальным: уполномоченные органы государственной власти имеют установленный законодательством алгоритм принятия решения о реализации инвестиционного проекта на основе указанного закона.

Аналогичные механизмы, направленные на обоснование эффективности проекта, могут применяться и в концессии. Например, распоряжением Росавтодора от 08.09.2014 № 1714-р утверждены применимые для концессионных проектов в

автодорожной сфере методики, в том числе «Методика по структурированию инвестиционного проекта для возможности применения различных инвестиционных механизмов, в том числе механизмов государственно-частного партнерства», «Методика оценки эффективности применения инвестиционных механизмов, в том числе механизмов государственно-частного партнерства», «Методика по выбору оптимальных инвестиционных механизмов, в том числе механизмов государственно-частного партнерства, реализации инвестиционных проектов». Но указанные методики формально не имеют силу закона и не обязательны к применению, в то время как без обоснования сравнительного преимущества решение о реализации проекта на основе ФЗ «О государственно-частном партнерстве» не может быть принято.

Михаил Корнев, юрист практики ГЧП и инфраструктуры юридической фирмы VEGAS LEX

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Правительство Украины: Остановлен транзит украинских товаров через территорию Российской Федерации

Кабмин Украины проинформировал о полной остановке транзита по территории России украинских товаров в третьи страны. 

РЖД-Партнер

2016 год – вместе с журналом «РЖД-Партнер»

В Новом году помимо линейки наших основных печатных продуктов и дополнительных печатно-электронных проектов мы подготовим для вас ряд важных мероприятий различного формата, благодаря которым ваш деловой сезон будет насыщенным и эффективным. (подробности online)

РЖД-Партнер

ФАС вынесет решение по делу "Аэрофлота", подозреваемого в завышении цен, в 2016 году

Татарстанское Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) завершит работу над делом "Аэрофлота", подозреваемого в завышении цен на билеты на маршруте "Казань-Москва", не до конца года, как ожидалось ранее, а в 2016 году. Об этом сообщил сегодня ТАСС представитель ведомства. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. В правительство РФ поступило предложение от операторов выработать схему транспортного баланса на рынке нефти и нефтепродуктов на среднесрочную перспективу. Позволит ли это скорректировать инвестиции в железнодорожную инфраструктуру для обеспечения перевозок данной номенклатуры?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions