RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
17.08.2016 10:33:38
РЖД-Партнер

Турист проплывает мимо?

Речные перевозчики на протяжении нескольких лет вынуждены бороться за выживание – как и судостроительные предприятия. Ростуризм считает необходимым стимулировать обновление флота для развития круизного туризма. Однако будет ли достаточно этого для всплеска интереса к путешествиям по внутренним водным путям России?
 

Штучный заказ

Как отметили в ведомстве, круизы являются традиционной и перспективной сферой отечественного туризма. Но объемы перевозок пассажиров на туристических маршрутах по внутренним водным путям за последние годы упали и сейчас составляют 300–400 тыс. человек в год, в то время как в 2008 году объем перевозок составлял 800 тыс. человек.

По данным Росморречфлота, потребность в строительстве грузового флота до 2020 года с учетом его выбытия оценивается в 200 ед., пассажирского – в 40 ед. Сегодня отечественные верфи в год могут строить порядка 40 речных судов и судов класса «река-море». При этом сейчас на классификационном учете Российского речного регистра находится 23,5 тыс. судов. Пока же состав основного ядра флота по целому ряду судов продолжает сокращаться. В 2015-м на 31 ед. снизилось количество пассажирских и грузопассажирских судов, на 81 ед. – самоходных сухогрузных и наливных, на 179 ед. – буксирных и на 95 ед. – несамоходных сухогрузных и наливных. Однако и новые суда начинают работать на внутренних водных путях. По данным Минпромторга, в период с 2012 по 2014 год было построено 119 речных судов, а также речных служебно-вспомогательных и судов класса «река-море». В настоящее время на судоверфях России идет строительство 12 пассажирских судов, в том числе одного круизного, а также 16 барж, 15 танкеров, 3 сухогрузов, 9 дноуглубительных, 11 обстановочных и 2 буксирных судов.
За 6 месяцев 2016 года, по данным Росморречфлота, пассажирооборот увеличился на 10,9% (до 182,8 млн пасс.-км). Как сообщает Ростуризм, сейчас 30 теплоходов возят иностранных туристов на линии Москва – Санкт-Петербург (рейсы по 10–14 дней), еще 60 теплоходов возят россиян в круизы от 3 до 20 дней. По словам генерального директора туроператора по въездному туризму Intourist Thomas Cook Леонида Мармера, для развития речного туризма недостаточно современного флота. «Еще 10 лет назад была отмечена проблема нехватки судов, и она не решилась до сих пор. Наш флот находится в плачевном состоянии. На Северо-Западе остро ощущается недостаток бортов. При этом теплоходы компаний, работающих на Нижней и Средней Волге, недозагружены», – комментирует он.

По словам Л. Мармера, пытаясь переориентироваться на потребности внутреннего туризма, волжские судоходные компании организовали лоукост-круизы. Длинный сезон с конца апреля и до ноября дает огромные преимущества для развития внутренних водных путешествий. А благодаря новому формату туристы могут сэкономить до 30% стоимости путешествия по сравнению с ценой круиза при полном пансионе и пакете экскурсий. Однако, по мнению Л. Мармера, если это направление не удастся раскрутить и привлечь на него иностранных туристов, то часть судов, которые простаивают, будет переброшена на Северо-Запад.

Без помощи не обойтись

Участники рынка считают, что для строительства новых комфортабельных судов необходима государственная финансовая поддержка. Так, Ростуризм предлагает продлить действие постановления правительства по предоставлению субсидий на возмещение части затрат на кредиты, полученные на закупку гражданских судов. Также среди предложенных мер – введение утилизационного гранта с целью субсидирования судоходных компаний на возмещение части затрат на строительство новых судов (взамен сданных на утилизацию). Кроме того, Ростуризм считает необходимым введение капитализационного гранта с целью возмещения государством не менее 50% стоимости судна судостроительному заводу или лизинговой компании.

Помимо этого, для поддержки обновления флота и развития отечественного судостроения в России может быть создан речной фонд. По словам заместителя министра транспорта РФ – руководителя Росморречфлота Виктора Олерского, он может стать аналогом дорожного фонда. «Планируется, что источником наполнения данного фонда будет, например, взимание топливного и инфраструктурного сборов», – отметил он.

По предварительной оценке, ежегодный объем таких сборов может достичь 6 млрд руб. «В качестве топливного сбора предлагается незначительное перераспределение будущего увеличения акциза на 0,09% – это всего лишь восемь с небольшим копеек за литр подакцизного топлива. Инфраструктурный сбор, по нашему мнению, можно вводить после реализации крупных инвестпроектов на внутренних водных путях, на которых существенно увеличится загрузка флота. Именно эта разница загрузки флота до и после реализации проекта и может служить базой для исчисления инфраструктурного сбора», – уточнил В. Олерский и добавил, что средства речного фонда могут быть направлены на поддержку судостроения, региональные инвестиционные проекты и водный туризм.

«Коль есть акцизы на топливо, почему эти деньги уходят на строительство автодорог, а на речные пути денег нет?» – рассуждает президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александр Зайцев. По его словам, создание речного фонда логично и правильно. Ведь если будут модернизированы шлюзы, построены гидроузлы и обеспечены необходимые для свободного прохождения судов глубины, то суда станут загружаться в полном объеме и без задержек проходить маршруты. Из полученной прибыли судоходных компаний часть средств также можно направлять на поддержание рабочего состояния внутренних водных путей, а затем уж на строительство флота. «Пока простаивают и недозагружаются имеющиеся суда, строить новые нет никакого смысла», – полагает А. Зайцев.

Не те берега

Обновлению речного флота во многом мешает недостаточно организованная инфраструктура. Из-за аномально низкого уровня воды объем перевозок по рекам стремительно сокращается, а судоходные компании недополучают миллиарды рублей прибыли. Как отметили в Ростуризме, отсутствие развитой береговой инфраструктуры является одной из главных проблем отрасли круизного туризма. Сегодня многие причалы недостаточно оборудованы, а глубины рек не позволяют в полной мере эксплуатировать суда. Внутренние водные пути России требуют внимания и финансовых вливаний. Если удастся в ближайшем будущем расшить узкие места и обеспечить необходимый уровень глубин, то, по мнению участников отрасли, отрицательная динамика речных грузоперевозок пойдет на спад.

По словам заместителя генерального директора по судостроению и морской технике ФГУП «Крыловский государственный научный центр», д. т. н. Олега Тимофеева, государству необходимо заниматься как модернизацией внутренних водных путей, так и обновлением стареющего флота. «По оценкам экономистов, такие вложения дают существенный мультипликативный эффект в виде увеличения объемов перевозимого груза, дополнительных налоговых отчислений, создания новых рабочих мест, освоения новых территорий», – подчеркнул он.

Нельзя не отметить, что за последние годы был создан ряд льготных схем получения заемных средств для судовладельцев. Например, лизинг, утилизационная компенсация, а также «квоты под киль» для рыбаков, подразумевающие преференции тем компаниям, которые строят флот в России. Так что хочется надеяться, что обновление в отрасли все-таки постепенно начнется.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Правительство Украины: Остановлен транзит украинских товаров через территорию Российской Федерации

Кабмин Украины проинформировал о полной остановке транзита по территории России украинских товаров в третьи страны. 

РЖД-Партнер

2016 год – вместе с журналом «РЖД-Партнер»

В Новом году помимо линейки наших основных печатных продуктов и дополнительных печатно-электронных проектов мы подготовим для вас ряд важных мероприятий различного формата, благодаря которым ваш деловой сезон будет насыщенным и эффективным. (подробности online)

РЖД-Партнер

ФАС вынесет решение по делу "Аэрофлота", подозреваемого в завышении цен, в 2016 году

Татарстанское Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) завершит работу над делом "Аэрофлота", подозреваемого в завышении цен на билеты на маршруте "Казань-Москва", не до конца года, как ожидалось ранее, а в 2016 году. Об этом сообщил сегодня ТАСС представитель ведомства. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. В правительство РФ поступило предложение от операторов выработать схему транспортного баланса на рынке нефти и нефтепродуктов на среднесрочную перспективу. Позволит ли это скорректировать инвестиции в железнодорожную инфраструктуру для обеспечения перевозок данной номенклатуры?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions