RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
26.02.2016 15:13:11
РЖД-Партнер

Транспортные реформы Украины: бег на месте

Пробуксовка практически всех ключевых реформ в транспортной сфере Украины обещает стать важнейшим сигналом для потенциальных инвесторов, рассматривающих перспективы участия в инфраструктурном развитии страны.
 

Верхи не хотят

О срыве процессов реформирования во всех транспортных сегментах заявил в феврале глава Мининфраструктуры Украины Андрей Пивоварский. «В 2015 году были запущены реформы практически по всем отраслям, однако сейчас мы стоим на месте, поскольку, чтобы сделать следующий шаг, нужно изменить законодательную базу, к примеру, принять новый закон «О железнодорожном транспорте». И столь же важные обновления нужно сделать по прочим отраслям. Все необходимые законы уже внесены в парламент, однако, к сожалению, практически ни один законопроект по линии Мининфраструктуры не был принят ни в 2015 году, ни за 2 месяца 2016-го», – заявил министр. Однако пробуксовка на уровне законодательной власти – лишь одна из составляющих торможения реформ. Столь же серьезное противодействие оказывается путем давления коррупционного характера, идущего из верхних эшелонов власти, о чем уже заявило руководство транспортной отрасли. Так, о своей готовности уйти в отставку в связи с торпедированием структурных реформ на уровне государственного руководства заявил директор департамента стратегического развития дорожного хозяйства и автотранспорта Мининфраструктуры Роман Хмиль, один из инициаторов реформирования в автодорожной сфере. «Технократами, как ширмой, завесили происходящее, и дерибан продолжается», – констатировал чиновник.


«Вначале приглашают: делайте реформы, у вас полный мандат. Потом выясняется, что мандат неполный и вообще это не мандат, а требуются лишь системные изменения с 2020 года», – заявил заместитель главы Мининфраструктуры Владимир Омелян.


Результатом подобного курса транспортной отрасли может стать окончательный подрыв интереса инвесторов, пока еще не отказывающихся по крайней мере от планов участия в инфраструктурном развитии Украины. «Да, инвестиционная привлекательность транспортной отрасли Украины велика – стоит реальная очередь инвесторов (как отечественных, так и зарубежных), которые хотели бы вкладываться в стивидорную деятельность, в определенные инфраструктурные элементы железнодорожного транспорта. Однако из-за того, что у нас фактически не продвигаются процессы приватизации, такие инвестиции остаются мечтой», – признал А. Пивоварский. В итоге отток прямых иностранных инвестиций, планировавшихся в транспортную отрасль Украины, идет высокими темпами: в 2014 г. – минус $280 млн, в 2015 г. – минус $160 млн. Частные инвестиции в транспортную инфраструктуру страны остаются минимальными. Так, согласно данным ПАО «Укрзализныця», по состоянию на декабрь 2015 года удельный вес вложений частных инвесторов в совокупном кредитном портфеле компании составил менее 0,3%.

Парад упущенных возможностей

В железнодорожной сфере реформа затормозилась на этапе формирования рыночных основ функционирования отрасли – на стадии, давным-давно пройденной соседними железнодорожными администрациями. Подготовлены, но остаются заблокированными следующие шаги: отделение инфраструктуры от перевозочной деятельности, обновление института операторов железнодорожного подвижного состава, обеспечение равноправного доступа к услугам инфраструктуры, создание независимого тарифного регулятора. Тем самым заблокирована имплементация норм ЕС в сфере железнодорожного транспорта – важнейшее обязательство Украины в свете ее ассоциации с Евросоюзом. Соответственно, упущены возможности привлечь в железнодорожную отрасль средства международных финансовых институтов – ключевой фактор стабилизации «Укрзализныци». «Основными проблемами функционирования железнодорожного транспорта, которые нужно решать в ходе реформирования, являются неотложная необходимость привлечения инвестиций в обновление основных фондов и изменение системы управления железнодорожным транспортом», – указано в материалах ПАО «УЗ», посвященных планированию деятельности компании.

Затормозились процессы реформирования и в портовой отрасли, где вопреки декларациям о необходимости приватизации государственного стивидорного сегмента эти процедуры даже не определены законодательно. Единственным успехом реформы можно считать дерегуляцию портовой деятельности, однако она пребывает на первом этапе: выполнено упрощение оформления и удешевление судозаходов. Не реализованы запланированные ключевые новации – открытие внутренних водных путей для иностранного флага, создание сквозной процедуры единого электронного окна при пропуске грузов через порты, формирование прозрачных основ государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций. Неудивительно, что активность частных инвесторов в отношении портов Украины выражается главным образом в меморандумах.


Единственное инвестиционное соглашение, подписанное компанией Cargill в морском порту Южный, предусматривает, что инвестором создания терминала выступит украинская компания, – и только после завершения проекта Cargill купит долю в новом объекте. Такой подход, безусловно, демонстрирует нежелание зарубежного частного капитала рисковать, вкладываясь в реализацию проектов.


Пример затяжных проблем для частного инвестора, налицо: создание намывного контейнерного терминала в Одесском порту, стартовавшее в 2010 году при сотрудничестве порта и частного инвестора, германской компании HPC, все еще не завершено.

Заблокирована реформа в автодорожной отрасли, где подготовлен, но отложен ряд важных мероприятий: децентрализация системы финансирования ремонта и содержания автодорог, создание целевого дорожного фонда, урегулирование проблемы движения перегруженного автотранспорта, внедрение независимого контроля качества дорожных работ. Наконец, пробуксовывает инициатива правительства по внедрению механизма концессии в автодорожной отрасли – здесь отложены уже подготовленные и утвержденные проекты, заинтересовавшие частных инвесторов. Ряд открытых проблем, связанных с реформами, остается и в прочих подотраслях. Так, разработана, но не утверждена целевая программа развития сети национальных аэропортов, на начальном этапе пребывает процесс корпоратизации специализированного госпредприятия «Укрпочта». Не приняты законопроекты, касающиеся работы обновленной системы безопасности на различных видах транспорта, в частности ключевые законы в сфере безопасности перевозок: о страховании ответственности перевозчика, о гармонизации перевозок опасных грузов с нормами ЕС. Подобными лакунами и проволочками пронизана фактически вся транспортная отрасль Украины. Эти недостатки усугубляются неполнотой более общего характера – в реформировании кредитно-финансовой системы, налогового и таможенного законодательства. Наконец, не выработаны директивные основы развития как транспортной отрасли, так и экономики в целом: не сформированы средне- и долгосрочные государственные планы, а уже утвержденные, как правило, нуждаются в актуализации. Все вместе это означает, что транспортный комплекс Украины вряд ли может рассчитывать на миллиардные инвестиции, провозглашенные как ближайшая цель стабилизации и развития.

Владимир Каткевич 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Правительство Украины: Остановлен транзит украинских товаров через территорию Российской Федерации

Кабмин Украины проинформировал о полной остановке транзита по территории России украинских товаров в третьи страны. 

РЖД-Партнер

2016 год – вместе с журналом «РЖД-Партнер»

В Новом году помимо линейки наших основных печатных продуктов и дополнительных печатно-электронных проектов мы подготовим для вас ряд важных мероприятий различного формата, благодаря которым ваш деловой сезон будет насыщенным и эффективным. (подробности online)

РЖД-Партнер

ФАС вынесет решение по делу "Аэрофлота", подозреваемого в завышении цен, в 2016 году

Татарстанское Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) завершит работу над делом "Аэрофлота", подозреваемого в завышении цен на билеты на маршруте "Казань-Москва", не до конца года, как ожидалось ранее, а в 2016 году. Об этом сообщил сегодня ТАСС представитель ведомства. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. В правительство РФ поступило предложение от операторов выработать схему транспортного баланса на рынке нефти и нефтепродуктов на среднесрочную перспективу. Позволит ли это скорректировать инвестиции в железнодорожную инфраструктуру для обеспечения перевозок данной номенклатуры?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions