Несмотря на то, что Федеральная таможенная служба России уделяет значительное внимание развитию информационных технологий, многие операторы и грузовладельцы продолжают сетовать, что таможенное оформление происходит недостаточно быстро, что неизбежно приводит к удорожанию стоимости перевозки. Однако, эксперты также отмечают, что в затягивании некоторых процессов могут быть виноваты и декларанты. О специфике таможенных процедур и о нововведениях, которые произошли в этой сфере РЖД-Партнер побеседовал с руководителем департамента таможенного оформления компании V.I.G. Trans Джамалом Давиташвили.
– Джамал Роландович, какова сегодня, на ваш взгляд, ситуация с оформление грузов на таможне? Что изменилось?
– В последние пару месяцев на некоторых таможенных терминалах появилась автоматическая регистрация деклараций на товары. Безусловно, это ускоряет процесс таможенного оформления. К тому же многие таможенные посты стали работать с 9.00 до 20.00 часов, есть терминалы, работающие до 24.00 часов и один – круглосуточно. Я рассматриваю это как подвижки навстречу бизнесу есть.
В целом же таможенное оформление остается сложным процессом по причине того, что на таможенные органы дополнительно возложены функции контроля нетарифного регулирования (сертификация, лицензирование). Например, в части сертификации продукции часто возникают неоднозначные вопросы.
Еще один пример, после выхода приказа 280 ФТС РФ по многим товарам ввели дополнительный контроль, который подразумевают согласование в функциональных отделах. Часто происходит корректировка таможенной стоимости, причем решения по некоторым товарам принимаются очень тяжело и долго. Такие случаи затягивают процесс таможенного оформления грузов.
– Сейчас российская таможня активно развивает механизм единого окна. Насколько эффективно, на ваш взгляд, он работает?
– Уже много лет выпуск товаров производит один инспектор. Однако если речь идет о совмещении контрольных функций других государственных органов в одном таможенном окне, то реализация этого проекта проходит незаметно. Например, функции ветеринарного и фитосанитарного контроля осуществляют на границе по-прежнему эти же службы. Могу отметить положительный эффект от получения доступа к единой базе сертификации, нотификациям ФСБ и паспортам сделки. Это упрощает и ускоряет таможенное оформление грузов.
– Какие на рынке таможенных услуг произошли изменения?
– С апреля стали выходить новые профили риска таможенной стоимости. Значительную долю из них составляют риски ценовые, при которых участники ВЭД вынуждены платить больше пошлин и налогов. При этом профиль риска стал ниже, но в целом корректировок таможенной стоимости стало гораздо больше.
– Какие таможенные процедуры в последнее время, на ваш взгляд, на самом деле удалось упростить?
– Сегодня оформление экспорта товаров, необлагаемых вывозными таможенными пошлинами не требует представления товарно-сопроводительных документов на таможенный пост на бумажных носителях при электронном декларировании, других особых упрощений не заметно.
– Какие чаще всего совершают ошибки участники рынка при прохождении таможенных процедур?
– Не согласовывают с таможней поставки заранее. Это приводит к дополнительным непредвиденным издержкам, например, простоям, корректировке таможенной стоимости и, конечно, финансовым потерям.
Беседовала Татьяна Симонова
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions