+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.08.2016 17:21:08
Разное / Новости
РЖД-Партнер

Судостроению необходима поддержка

О том, что внутренние водные пути не отвечают необходимым критериям для прохода груженых судов, говорится уже не первый год. В условиях недополучения прибыли и усиления конкуренции с другими видами транспорта речные перевозчики не могут себе позволить достаточными темпами обновлять флот. В итоге сегодня средний возраст судов составляет 35-36 лет. О том, что происходит в отрасли судостроения, РЖД-Партнер побеседовал с заместителем генерального директора по судостроению и морской техники ФГУП «Крыловский государственный научный центр», д.т.н. Олегом Тимофеевым. 

- Олег Яковлевич, Минтранс РФ предложил создать речной фонд для обновления флота и углубления мелеющих рек. Как вы оцениваете эту инициативу? Удастся ли за счет этого улучшить работу отрасли?

- Внутренние судоходные пути любой страны требуют постоянного внимания. Это кровеносная система экономики. Внутренний водный транспорт РФ – по-прежнему самый дешевый вид транспорта. Глобальные климатические изменения приводят к перераспределению интенсивности осадков над континентами. Это основная причина обмеления рек РФ. Проблема может быть решена постоянными дноуглубительными работами на речных фарватерах и модернизацией гидротехнических судопропускных сооружений, на что требуются десятки, если не сотни миллиардов рублей.

В противном случае, суда, как и сейчас, будут ходить с недогрузом, что снижает в целом эффективность транспортной системы. Недогруз вызван ограничениями по осадке. Из вышесказанного следует, что государству необходимо заниматься как модернизацией внутренних водных путей, так и обновлением стареющего флота. По оценкам экономистов, такие вложения дают существенный мультипликативный эффект в виде увеличения объема перевозимого груза, дополнительных налоговых отчислений, создания новых рабочих мест, освоения новых территорий.

- Что, на Ваш взгляд, сегодня мешает развитию отечественного судостроения?

- Развитию отечественного судостроения ничего не мешает, но есть существенные проблемы. Среди них можно выделить несколько основных. Во-первых, технологические трудности. Например, отсутствие современных крупных построечных мест, позволяющих создавать большие суда и корабли. Кроме того, необходимо обновление станочной базы и судостроительных технологий. Во-вторых, судостроительная отрасль сегодня испытывает проблемы с подбором комплектующих. В стоимости современного судна или корабля корпус занимает долю 20-40%. Это то, что мы умеем делать хорошо. Остальное – это стоимость разнообразного оборудования и его монтаж. Так вот большая часть такого оборудования для гражданских судов закупается за пределами РФ. Для того чтобы повысить добавленную стоимость нашей продукции в общей стоимости судна, необходимо срочно развивать разработку и производство комплектующих силами отечественных компаний. В-третьих, не обошли стороной и эту отрасль проблемы экономическо-организационного характера. Традиционно отечественное судостроение ориентировалось на оборонку. Гражданские суда строились эпизодически. В условиях рынка совмещение на одном предприятии (научном, проектном, заводе-строителе) двух экономик – военной и гражданской – приводит к росту стоимости гражданской продукции.

- Насколько отечественные предприятия импортозависимы?

- Импортозависимость достигла критического порога. Например, в гражданской продукции судостроения РФ стоимость импорта в конечной цифре составляет до 70%.

- Исходя из Ваших наблюдений, какой сегодня флот пользуется спросом, какого недостаточно, какой нужен? Как изменились потребности компаний и какие требования сегодня они предъявляют к судам?

- Потенциальный внутренний рынок очень широк: суда внутреннего плавания, суда технического флота, пассажирские круизные и линейные. Судовладельцы хотят получить современные конкурентоспособные суда, дающие максимальную прибыль, надежные и недорогие. За рубежом абсолютное большинство судов строится в кредит. У нас необходимо развивать льготные схемы получения заемных средств для судовладельцев или компенсационные меры. И в последнее время варианты такого стимулирования появляются: лизинг, утилизационная компенсация, а также «квоты под киль» для рыбаков, которые подразумевают преференции тем компаниям, которые строят флот в России.

Беседовала Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions