RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
01.03.2016 16:00:53
РЖД-Партнер

Стройка к ЧМ-2018 сбавляет обороты

Расходы на подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 года сократились с 626,9 млрд до 620,9 млрд руб. Соответствующее постановление опубликовано на официальном портале раскрытия информации. И это уже не первый раз, когда объем финансирования пересматривается в меньшую сторону. Тем временем часть объектов уже практически готова, а некоторые даже и не начинали реализовываться. Сможет ли Россия к спортивному событию быть в полной инфраструктурной готовности?
 

Финансовое стимулирование

Главные статьи расходов – строительство и реконструкция транспортной инфраструктуры: аэропортов и автодорог (333,5 млрд руб.), спортивных объектов (175,7 млрд руб.), гостиниц (39,5 млрд руб.). Отметим, что это не первое сокращение объема финансирования на ЧМ-2018. Сегодня по сравнению с первоначальной сметой они снизились на 43 млрд руб. Аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев напоминает, что в постановление правительства № 518 от 20.06.2013 г. о принятии программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу внесено уже 11 поправок. «Первоначальная смета оценивалась в 664,1 млрд руб., в том числе доля бюджета РФ – 336,2 млрд, региональных бюджетов – 101,6 млрд, юридических лиц – 226,3 млрд. После всех изменений общий бюджет в 620,9 млрд руб. распределяется так: 330,6 млрд выделят из федерального бюджета, 91,1 млрд – из региональных. Еще 199,1 млрд руб. должны будут заплатить юридические лица», – поясняет он.

По мнению старшего аналитика Центра экономического прогнозирования АО «Газпромбанк» Кирилла Никоды, снижение финансирования инфраструктурных проектов в целом отражает политику сокращения бюджетного финансирования. Таким образом, происходит стимулирование повышения эффективности расходуемых средств. «Надо сказать, что по сравнению с другими программами и планами сокращения финансирования ЧМ-2018 составляет только 5% (в отличие от 10%, запланированных по бюджету) и, скорее всего, направлено на оптимизацию и уточнение ранее утвержденной программы. Сегодня, по оценкам отраслевых экспертов, готовность стадионов к мероприятию составляет порядка 45%», – комментирует аналитик.

Проекты и прожекты

Некоторые спортивные объекты уже готовы, большинство – в стадии достройки. При этом, по мнению начальника отдела анализа рынков «Открытие Брокер» Константина Бушуева, требуются дополнительные вложения в инфраструктуру городов, вокруг которых и идут разговоры о сокращении. Например, исключены расходы бюджета Москвы на строительство международного вещательного центра, следует из постановления. Кроме того, правительство отказалось от реконструкции стадиона в Сочи, вместо этого к нему будут добавлены временные трибуны на 5 тыс. мест. Под вопросом по объективным причинам оказались и другие объекты. Например, уже очевидно, что построить аэроэкспресс или легкорельсовый транспорт из Пулково в город вряд ли удастся. Также под вопросом строительство метро «Беговая» и «Новокрестовская». «Первоначально в задумке было строительство двух высокоскоростных железнодорожных магистралей Москва – Санкт-Петербург и Москва – Екатеринбург со скоростью до 400 км/ч, но из-за высокой стоимости еще в 2012 году было решено отказаться от этого проекта, и в заявке в ФИФА он не значился», – вспоминает А. Калачев.

Весной 2015-го были снижены затраты на строительство и реконструкцию инфраструктуры энергоснабжения. А уже летом прошлого года было решено отказаться от некоторых гостиниц в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Саранске и Волгограде. Также были сокращены расходы на подготовку инфраструктуры, обеспечивающей функционирование спортивных объектов. В частности, решено сократить число обязательных тренировочных площадок при каждом стадионе с четырех до трех.

«В принципе, гостиниц должно хватить, главное – успеть закончить строительство и реконструкцию стадионов», – полагает А. Калачев.

Однако нельзя забывать, что подготовка к ЧМ-2018 является значимым международным имиджевым проектом, успешная реализация которого имеет долгосрочный эффект. «Именно проекты социальной инфраструктуры, реализуемые совместно с транспортными, дают максимальный импульс развития регионов, расширяя возможности населения, улучшают социально-экономическое положение в долгосрочной перспективе. Хорошей проверкой готовности инфраструктуры и ее взаимодействия станет проведение Кубка конфедераций в 2017 году», – считает К. Никода.

Курс повел себя не по-спортивному

Девальвация рубля сыграла не в пользу инфраструктурных проектов. Для подрядчиков это обернулось серьезными проблемами, так как строительные материалы значительно подорожали. В итоге подрядчики были вынуждены корректировать сметы в пользу отечественных материалов. Например, для стадиона в Казани оборудование и материалы иностранного производства составили 5–6% от общей стоимости строительства.

Напомним, что это будет первый в истории чемпионат мира по футболу, который пройдет на территории России. Произойдет это с 14 июня по 15 июля 2018 года. Матчи турнира будут сыграны в Москве, Калининграде, Санкт-Петербурге, Волгограде, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Ростове-на-Дону, Сочи и Екатеринбурге.

А. Калачев вспоминает, что изначально, когда в 2013-м принимался бюджет подготовки чемпионата мира – 2018, его стоимость оценивалась в сумму около $21 млрд. Однако сегодня с учетом, с одной стороны, сокращения бюджета чемпионата с 664,1 до 620,9 млрд руб., а с другой – снижения курса рубля эксперты отмечают, что эта сумма составит $8,2–8,9 млрд.

«Для сравнения: чемпионат мира 2014 года в Бразилии обошелся в $11,63 млрд, 2010-го в ЮАР – в $3,5 млрд, 2006-го в Германии – в €1,3 млрд», – напоминает А. Калачев.

А К. Бушуев отмечает, что расходы планируемого ЧМ-2022 в Катаре и вовсе ожидаются на уровне астрономических $200 млрд.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Правительство Украины: Остановлен транзит украинских товаров через территорию Российской Федерации

Кабмин Украины проинформировал о полной остановке транзита по территории России украинских товаров в третьи страны. 

РЖД-Партнер

2016 год – вместе с журналом «РЖД-Партнер»

В Новом году помимо линейки наших основных печатных продуктов и дополнительных печатно-электронных проектов мы подготовим для вас ряд важных мероприятий различного формата, благодаря которым ваш деловой сезон будет насыщенным и эффективным. (подробности online)

РЖД-Партнер

ФАС вынесет решение по делу "Аэрофлота", подозреваемого в завышении цен, в 2016 году

Татарстанское Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) завершит работу над делом "Аэрофлота", подозреваемого в завышении цен на билеты на маршруте "Казань-Москва", не до конца года, как ожидалось ранее, а в 2016 году. Об этом сообщил сегодня ТАСС представитель ведомства. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру