RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
14.01.2016 13:34:42
РЖД-Партнер

Россия и Украина: транзитный вопрос

Новые ограничения взаимной торговли и грузоперевозок между Украиной и Россией, вступившие в силу с 1 января, скажутся для украинской стороны серьезным экономическим ущербом – такая оценка уже прозвучала на уровне высшего руководства Украины. В частности, ожидается дальнейшее сокращение грузовой базы международного сообщения, где все еще серьезно доминирует российская составляющая.
 

Сорванный стоп-кран

Кульминация охлаждения торговых отношений между Украиной и Россией, вызванного курсом Украины на рыночное сближение с ЕС, наступила в январе, когда обе страны ввели зеркальные торговые санкции в отношении друг друга. Так, с 1 января РФ предприняла ряд шагов, сворачивающих двустороннюю торговлю и грузоперевозки, – это было реакцией на присоединение Украины в качестве ассоциированного члена к европейской зоне свободной торговли (ЗСТ). Россия запретила ввоз из Украины сельхозпродукции, а также продовольственного сырья и конечной продукции, повысила таможенные пошлины на украинский импорт (фактически вышла из соглашения о ЗСТ с Украиной), ввела дополнительные меры контроля украинского транзита. Ответные санкции украинского правительства последовали с задержкой в считаные дни: 2 января Украина повысила пошлины на российский импорт, 10-го – запретила ввоз в страну целого ряда товаров российского происхождения. Государственная фискальная служба Украины, выполняющая и таможенные функции, заявила о готовности конфискации российских товаров, подпадающих под категорию запрещенных и незаконно перемещенных на территорию Украины (равно как и транспортных средств, участвовавших в перевозке).

Госпогранслужба Украины усилила внимание к пропуску грузов через украинско-белорусскую границу, где согласно новому российскому порядку должны проходить украинские грузы назначением в Казахстан через РФ. Пограничники и таможенники Украины обоснованно ожидают заторов в пунктах пропуска, поскольку Россия предельно ограничила их количество для транзита украинских грузов: один – для автомобильного сообщения (из имеющихся восьми), один – для железнодорожного (из 11). По информации украинского Кабмина, уже 5 января на территорию Украины были возвращены из России (не пропущены) около 150 вагонов и большое количество автомобилей с украинским транзитом. Минэкономразвития Украины Украины не исключило задержек грузов, уже пропущенных через границу РФ, на территории России. Правительство Украины усилило работу по созданию альтернативных, в обход России, путей перевозок грузов, активизировав консультации по этому поводу с Казахстаном и Азербайджаном. Мининфраструктуры Украины и «Укрзализныця» анонсировали запуск пробного контейнерного поезда по маршруту Ильичевск – Батуми – Беюк-Кясик – Алят – Актау – Достык, призвав грузовладельцев (прежде всего украинских экспортеров) воспользоваться новой услугой. Однако несмотря на конкретную дату старта из Ильичевска (15 января) УЗ до сих пор не обнародовала тарифных условий перевозки, равно как и деталей организации работы маршрута. Кроме того, запуск контейнерного поезда не решает проблем транзита в целом: как указывают украинские эксперты, значительную часть отечественного экспорта в страны Центральной Азии сегодня составляет продукция, перевозимая вагонным парком, и для нее маршрут через Черное море и Каспий обойдется в 2,5 раза дороже, чем через территорию РФ. Нерентабельной, с учетом фактора ломаного тарифа, является и перевозка через два моря автомобилей (с использованием паромов), это признает само Мининфраструктуры. Да и транспортировка контейнеров пока прогнозируется более дорогостоящей, чем через Россию. Тем не менее фактор цены может утратить ключевую роль на фоне усиливающихся проблем с доставкой грузов через российскую территорию, полагают аналитики. Эта же точка зрения поддерживается руководством «Укрзализныци». «Кроме доставки транзита по линии Китай – ЕС, «Укрзализныця» планирует использовать возможности нового поезда для осуществления перевозок грузов украинских отправителей и получателей. Здесь имеется достаточно большой потенциал, если учесть довольно сложную нынешнюю политическую ситуацию, а также российские ограничения для украинских экспортеров в страны Центральной Азии, в том числе Китай», – подчеркнул начальник департамента коммерческой работы ПАО «Укрзализныця» Юрий Меркулов.

Цена вопроса

Нынешние ограничения, по сути, выставили беспрецедентный барьер грузовому сообщению оси Украина – Россия, и без того снижающемуся быстрыми темпами. По данным украинского Госстата, уже в 2014 году объемы взаимной торговли между Украиной и РФ снизились на 33%, за 11 месяцев 2015-го спад составил 23% к сопоставимому периоду предыдущего года. Активное сворачивание товарооборота с Россией является существенным для Украины ввиду сохраняющегося доминирования РФ во внешней торговле страны. Так, по итогам 2015 года российские товары сформировали более 20% импорта в Украину (для сравнения: ближайшие показатели, Германии и Китая, составили 11 и 10% соответственно). То же доминирование России отмечается и в структуре украинского экспорта: в 2015-м доля РФ составила более 10% совокупного товарного экспорта из республики (ближайшие по объемам Турция и Китай сформировали по 7% соответственно). Россия остается основным поставщиком в Украину железорудного сырья, угля, удобрений, вторым (после Беларуси) поставщиком нефтепродуктов, основным торговым партнером Украины по ряду позиций черной металлургии и машиностроения. Все эти грузы могут оказаться под ударом санкций, хотя и в различной степени: как отмечают украинские аналитики, товары из российского запретительного перечня минимально представлены в стоимостной структуре украинского экспорта, поэтому их изъятие обещает снижение совокупного товарного экспорта Украины не более чем на 3–5%. Более существенными, к примеру, ожидаются потери украинских машиностроителей (прежде всего производителей продукции железнодорожного назначения) – для этой категории, хотя и не подпадающей под прямой запрет ввоза в РФ, российской стороной последовательно выстраиваются барьеры за счет прочих регулятивных норм. Как ожидают украинские аналитики, в 2016 году экспорт данной продукции в Россию может снизиться на $400–600 млн, что будет означать потерю 10–15% товарного экспорта республики. Для сравнения: экспорт российской железнодорожной продукции, запрещенной к ввозу в Украину с 10 января, за 10 месяцев 2015 года составил не более $1,5 млн. В целом Украина прогнозирует серьезный экономический ущерб от российских санкций. Как заявил в декабре президент Петр Порошенко, страна осознает риски выбора в пользу ЗСТ с ЕС и готова заплатить такую цену за свое решение. Цена может быть весьма высокой, отмечают аналитики, указывая на пример соседней Молдовы. Это государство, создавшее ЗСТ с ЕС в середине 2014 года, за данный период нарастило экспорт в ЕС на считаные проценты, в то время как сбыт продукции в Россию снизился практически наполовину.

Демпфировать ущерб от снижения объемов торговли с РФ Украина рассчитывает за счет новых экспортных рынков, однако эпицентр подобных устремлений пока лежит вне ЕС. «В первую очередь речь идет о Китае, Турции, странах Африки и Ближнего Востока», – пояснила, комментируя в январе экспортные приоритеты Украины, заместитель главы Минэкономразвития Украины Наталья Микольская. Что касается внешнеторговых выгод от ЗСТ с ЕС, они ожидаются Украиной лишь в долгосрочной перспективе, в ближайшей же данное соглашение рассматривается руководством страны не как фактор роста экспорта, но как рычаг привлечения зарубежных инвестиционных ресурсов. Все это означает, что Украине не следует рассчитывать на рост грузоперевозок в сообщении с ЕС, отмечают аналитики, и данный прогноз уже оправдывается: товарооборот с ЕС в 2015 году упал почти на 30%. Еще более снижает перспективы Украины на привлечение грузов ЕС новое ужесточение условий транзита грузов по территории РФ. Сегодня оно касается лишь перевозок в Казахстан, однако, по оценке правительства Украины, налицо попытка российской стороны заблокировать транзит грузов, идущих из Украины, назначением в третьи страны. «Де-факто РФ полностью остановила транзит любых товаров происхождением из Украины через свою территорию, независимо от страны конечного назначения», – заявило Минэкономразвития Украины. Подобные действия не могут не вызвать дальнейший отток транзита, следующего через Украину, предупреждают аналитики. В частности, под ударом может оказаться и транзит европейского происхождения. Определенную перспективу такого исхода демонстрирует сама Украина, уже заявившая о возможности проработки мер по остановке российского транзита назначением в страны ЕС. Однако нагнетание транзитных проблем при наличии широкого выбора альтернативных путей перевозок по оси запад – восток – запад, обходящих украинскую территорию, может лишить Украину последних надежд на восстановление транзитного статуса, тем более что ситуация с транзитом через Украину и без того остается сложной: по итогам года порты республики утратили 23% транзитных объемов (в 2014 г. спад составил 9%), «Укрзализныця» – 18% (в 2014 г. – 13%).

Владимир Каткевич 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Правительство Украины: Остановлен транзит украинских товаров через территорию Российской Федерации

Кабмин Украины проинформировал о полной остановке транзита по территории России украинских товаров в третьи страны. 

РЖД-Партнер

2016 год – вместе с журналом «РЖД-Партнер»

В Новом году помимо линейки наших основных печатных продуктов и дополнительных печатно-электронных проектов мы подготовим для вас ряд важных мероприятий различного формата, благодаря которым ваш деловой сезон будет насыщенным и эффективным. (подробности online)

РЖД-Партнер

ФАС вынесет решение по делу "Аэрофлота", подозреваемого в завышении цен, в 2016 году

Татарстанское Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) завершит работу над делом "Аэрофлота", подозреваемого в завышении цен на билеты на маршруте "Казань-Москва", не до конца года, как ожидалось ранее, а в 2016 году. Об этом сообщил сегодня ТАСС представитель ведомства. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions