RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
02.02.2016 15:45:12
РЖД-Партнер

Россия и Польша делят грузоперевозки

Вчера в полночь между странами истек срок действия разрешений на автоперевозки. Москва и Варшава пока так и не смогли договориться о продлении разрешений для транспортных компаний на этот год. Удастся ли им это сделать с третьей попытки и в чем причина возникших сложностей?
 

Попытка № 3

Напомним, 27 января текущего года Минтранс России получил письмо заместителя министра инфраструктуры и строительства Республики Польша Ежи Шмита, в котором было высказано неудовлетворение польской стороны новыми требованиями российского законодательства в сфере регулирования международных автомобильных перевозок, направленными на усиление государственного контроля за этими перевозками и ответственности за нарушение порядка их выполнения.


Как сообщают в ведомстве, требования российского законодательства в данной сфере направлены на правовое закрепление возможностей и условий перевозок грузов третьих стран по территории Российской Федерации, что позволит упорядочить порядок контроля российских разрешений на автомобильные перевозки грузов в/из третьих стран и сделать конкуренцию среди автомобильных перевозчиков на международном рынке автотранспортных услуг честной и прозрачной.


В свою очередь, в Варшаве считают, что, нарушая международное право, Москва хочет любой ценой уменьшить на своем рынке количество заграничных перевозчиков.

Пока сторонам удалось договориться лишь о том, что все российские машины, которые сейчас находятся в Польше, смогут вернуться в Россию до 15 февраля по разрешениям прошлого года.

В связи с этим, несмотря на состоявшиеся два раунда российско-польских переговоров (в Варшаве 21–22 декабря 2015 г. и в Светлогорске 21 января 2016 г.), польская сторона отказывается давать конкретные предложения в части обмена разрешениями на текущий год в ответ на российские предложения, требуя в ультимативном порядке изменения по отношению к польским перевозчикам федерального закона № 362-ФЗ и нормативных актов, принятых Минтрансом России для его реализации. Переговоры о выдаче новых разрешений пока ни к чему не привели.

Третий раунд переговоров должен пройти сегодня. Отметим, что количество разрешений на въезд большегрузов страны согласовывают ежегодно. Порядок согласования установлен международными договорами.

Перечни раздора

Особенность сложившейся в начале этого года ситуации, по словам генерального директора АСМАП Андрея Курушина, состоит в том, что транспортные ведомства России и Польши не смогли договориться о количестве разрешений для своих перевозчиков на 2016-й.

«Основным раздражителем для польской стороны послужило принятие в России законодательных и нормативных актов (федеральный закон Российской Федерации № 362-ФЗ от 24.11.2014 г. и нормативные акты, принятые Минтрансом России для его реализации), упорядочивающих контроль за осуществлением на российской территории международных автомобильных перевозок иностранным автотранспортом. Новое законодательство устранило имевшиеся недостатки в российской нормативной базе, пользуясь которыми недобросовестные иностранные перевозчики ввозили из третьих стран в Россию грузы под прикрытием льготного двустороннего режима перевозки», – говорится в официальном заявлении ассоциации.

По словам А. Курушина, в последние годы органами транспортного контроля Российской Федерации отмечаются массовые нарушения иностранными, в том числе польскими, перевозчиками, использующими различные ухищрения: переоформление документов, использование фиктивных товаросопроводительных накладных и др. при доставке грузов в Россию. Особенно широкое распространение получила схема, применяемая польскими перевозчиками, когда груз, вывозимый ими из третьих стран, например из Германии, представляется как загруженный в Польше (товаросопроводительные документы при этом фальсифицируются). В России польским перевозчиком предъявляется обычное российское двустороннее разрешение, а не специальное разрешение для перевозки груза из третьей страны. В результате применения недобросовестными польскими перевозчиками незаконных методов конкуренции российские транспортные компании остаются без грузов и теряют свои позиции на европейском рынке.

«Каждая сторона защищает свой рынок. Учитывая рамки ЕС, безусловно, можно возить грузы третьих стран, но загружаясь в Польше. Например, перевозчик доставил груз до Польши, а польский – в Россию. Что первично, происхождение груза или место загрузки? Отсюда и такая регламентация использования разрешений», – поясняет заместитель директора оперативного управления холдинга AsstrA Николай Епихов.

Отметим, что, по информации AsstrA, российские перевозчики использовали в 2015 году 160 тыс. польских разрешений.

Исторически Польша (наравне с Германией и Финляндией), как отмечает финансовый аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин, лидирует по объему автомобильных грузоперевозок с Россией. В частности, через эту страну идет транзит из других стран ЕС, в том числе из ряда европейских портов. «Всего из Польши в январе – ноябре 2015 года было импортировано товаров на $3,8 млрд, что соответствует 2,2% от всего импорта РФ за аналогичный период», – комментирует эксперт.

По его оценке, если договориться с Польшей не удастся, дополнительные логистические издержки РФ составят около 4–8 млрд руб. в год, а направления грузопотоков перераспределятся по другим странам ЕС.

Изменение маршрутов может выйти боком

«Очень жаль, что увеличивается количество административных запретов и ограничений. Бизнес хорошо себя чувствует в атмосфере свободной конкуренции и свободы выбора. Нашу компанию напрямую этот запрет не коснулся, поскольку мы в основном пользуемся прибалтийскими странами в качестве транзитной зоны. Однако у многих логистических компаний существуют давние тесные связи с консолидационными складами в Польше и с польскими перевозчиками. Эти связи и доброе отношение налаживаются годами. Думаю, что у этих компаний могут возникнуть временные трудности», – полагает директор по развитию ООО «Логистическая компания «Семь» Наталья Ганусова.

По ее мнению, любое ограничение в конечном итоге приводит к росту цен. «Я надеюсь, что польская и российская стороны придут к консенсусу и продолжат сотрудничество, столь важное в наш век стремления к кооперации», – говорит Н. Ганусова.

Уже сегодня, по словам президента Уральской логистической ассоциации, партнера альянса ACEX Сергея Шавзиса, часть грузоперевозок приостановлена, а другие грузы доставляются через прибалтийские паромные переправы, что приводит к удорожанию перевозки примерно на €1 тыс. за машину. «У нас появились проблемы, связанные с доставкой экспортных грузов, в частности черных и цветных металлов, в Чехию, Германию, Францию и т. д. из-за необходимости объезжать Польшу», – комментирует он.

При этом, по словам Т. Нигматуллина, изменение логистических цепочек в пользу водного и железнодорожного транспорта маловероятно. «Вообще, на мой взгляд, учитывая высокое инфляционное давление из-за недавней девальвации рубля, сейчас неподходящее время для ужесточения отраслевого регулирования», – полагает аналитик. По его мнению, этот процесс нужно отложить на 1–1,5 года до нормализации макроэкономической ситуации.

Однако, по словам президента Уральской логистической ассоциации, Польша традиционно пытается не допустить усиления контроля за своими транспортными компаниями и увеличения доли российских перевозчиков в Европе. Требование изменить российское законодательство только для польских перевозчиков вообще не очень правильное. «Скорее всего, стороны договорятся. В противном случае мы увидим запуск контейнерных поездов из Германии до Москвы и обратно», – полагает С. Шавзис.

Напомним, что конфликт вокруг обмена разрешениями на грузовые автоперевозки между Россией и Польшей возникает не впервые. Подобные ситуации происходили в 2010 и 2011 гг. Разрешатся они и в этот раз, уверены отраслевые эксперты. Вопрос только в том, сколько времени это займет и кто первым пойдет навстречу.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Правительство Украины: Остановлен транзит украинских товаров через территорию Российской Федерации

Кабмин Украины проинформировал о полной остановке транзита по территории России украинских товаров в третьи страны. 

РЖД-Партнер

2016 год – вместе с журналом «РЖД-Партнер»

В Новом году помимо линейки наших основных печатных продуктов и дополнительных печатно-электронных проектов мы подготовим для вас ряд важных мероприятий различного формата, благодаря которым ваш деловой сезон будет насыщенным и эффективным. (подробности online)

РЖД-Партнер

ФАС вынесет решение по делу "Аэрофлота", подозреваемого в завышении цен, в 2016 году

Татарстанское Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) завершит работу над делом "Аэрофлота", подозреваемого в завышении цен на билеты на маршруте "Казань-Москва", не до конца года, как ожидалось ранее, а в 2016 году. Об этом сообщил сегодня ТАСС представитель ведомства. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions