+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.04.2015 15:07:32
Разное / Новости
РЖД-Партнер

Подходы к регулированию естественных монополий необходимо реформировать

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) опубликовал Меморандум «О необходимости реформирования подходов к регулированию естественных монополий», подготовленный к 10-летию Института. По мнению ИПЕМ, сегодня необходимо нормативно закрепить долгосрочные параметры и принципы работы естественных монополий, а также существенно повысить качество государственного регулирования. Документ был ранее направлен в федеральные органы исполнительной и законодательной власти, а также ключевые инфраструктурные компании России.

В Меморандуме эксперты ИПЕМ отмечают, что ожидаемые эффекты от реформирования естественных монополий – рост экономической эффективности, снижение регуляторно-управленческой нагрузки на государство, как регулятора, улучшение положения потребителей – не были достигнуты в полной мере, а зачастую не достигнуты вовсе.

При этом любое ограничение роста тарифов в естественно-монопольных секторах почти никак не облегчало положение потребителей, так как либерализованный сектор почти всегда «добирал» с потребителей то, что не было позволено естественным монополиям. «Таким образом, либерализация внесла дисбаланс в работу инфраструктурных отраслей, а сами отрасли оказались в серьезном системном кризисе. Причина произошедшего – ошибочное целеполагание в ходе реформ», - резюмируют эксперты ИПЕМ.

По мнению Института, общей и ключевой проблемой, как показала практика последних 10 лет, является отсутствие единства подходов к регулированию естественных монополий. В связи с этим, главная реформа, которую сегодня предстоит провести, - реформа этих подходов.

Эксперты ИПЕМ указывают, что инфраструктурным отраслям необходимо четкое и явное определение в нормативной базе целей, задач и функций естественных монополий на долгосрочную перспективу. По сути, все вопросы сводятся к одному: естественные монополии – это бизнес или «собес»? Ответ на этот вопрос и вытекающие из него базовые вопросы об оценке эффективности, постановке задач и источниках финансирования позволит закрепить долгосрочные параметры и принципы работы естественных монополий, в том числе такие ключевые, как минимальные наборы услуг, показатели надежности, качества, доступности.

Однако закрепление долгосрочных параметров и принципов работы естественных монополий – не самоцель, а необходимое условие перехода к реальному долгосрочному тарифному регулированию. При этом, «закрепление взаимных обязательство существенно увеличивает прямые финансовые риски для государства, так как неэффективное долгосрочное регулирование, безусловно, приводит к необходимости оплаты совершенных ошибок из бюджета», - фиксируют в Меморандуме эксперты ИПЕМ. Это, в свою очередь, требует качественно иного уровня государственного регулирования естественных монополий.

С точки зрения ИПЕМ, для решения этой задачи необходимо расширить полномочия регулятора, так как эффективное регулирование требует принятия оперативных мер, например, внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность естественных монополий. Также рост эффективности регулирования невозможен без повышения прозрачности естественных монополий.

Повышение эффективности регуляторного процесса, по мнению ИПЕМ, требует и большей вовлеченности потребителей в процесс регулирования деятельности естественных монополий. Однако все предложения как самих естественных монополий, так и потребителей их услуг и регулирующих органов, необходимо качественно оценивать на предмет соответствия целям и задачам государственной политики в инфраструктурных отраслях экономики.

«Только при реализации такого комплексного и долгосрочного подхода возможно налаживание сбалансированной регуляторной политики в отношении естественных монополий, максимально полно учитывающей долгосрочные интересы всех участников», - подводят итог в Меморандуме эксперты ИПЕМ.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions