RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
30.06.2016 14:00:41
РЖД-Партнер

На пути к открытости и прозрачности

Формат существования Совета рынка грузовых перевозок должен быть определен до конца текущего года, сообщили РЖД-Партнеру в ОАО «РЖД».
 

Накануне ОАО «РЖД» и Федеральная антимонопольная служба России заключили соглашение о создании Совета рынка грузовых перевозок с целью обеспечения эффективного взаимодействия всех его участников. «Создание такого Совета мы считаем важнейшим шагом. Это площадка, где всем участникам рынка можно обсуждать средне- и долгосрочные перспективы, не нарушая закона о конкуренции, более четко планировать свои потребности и возможности», – заявил президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров.

Руководитель ФАС России Игорь Артемьев, в свою очередь, подчеркнул, что создание Совета позволит железнодорожному рынку стать более открытым и прозрачным для потребителя, вырабатывать сбалансированные решения в интересах всех его участников. Принципиально важно, что в Совет рынка будут входить десятки организаций, в том числе грузоотправители, операторы, производители техники, органы власти и многие другие. Именно такой формат позволит учитывать интересы каждой стороны, выстраивать конструктивный диалог и договариваться.

В настоящее время создается совместная рабочая группа, которая определит формат существования Совета рынка, сформирует учредительные документы и т. д. Все это должно произойти до конца 2016 года. Однако по итогам рабочей встречи с РЖД И. Артемьев сообщил, что уже к сентябрю, возможно, получится собрать всех заинтересованных лиц на единой площадке.

Ранее этот путь уже проделали участники рынка электроэнергетики. Там в Совет рынка входят потребители, производители, инфраструктурные организации, органы власти и эксперты – все вместе они работают на то, чтобы каждый день продавать и покупать киловатт-часы. С самого начала это был не совещательный институт, а реально действующий механизм по организации продажи электроэнергии в новом на тот момент конкурентном сегменте. «Важно было обеспечить согласованность действий всех вовлеченных в этот процесс участников, – рассказал заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин. – Регуляторы должны были дерегулировать сферы, где есть условия конкуренции, а регулируемые – начать работать в условиях свободного рынка».

Теперь примерно то же самое предстоит сделать в сфере грузовых железнодорожных перевозок. Подготовительная работа велась уже давно. В частности, были проведены модельные торги услугами железнодорожных перевозок в регулярном грузовом сообщении. Эксперимент показал, что система работает. До конца 2016 года планируется запустить организованные торги по перевозке нефтеналивных грузов в регулярном грузовом железнодорожном сообщении. Более подробно об этом читайте в статье А. Голомолзина, опубликованной в № 11–12 (326) июнь 2016 г. журнала «РЖД-Партнер».

Эксперты с интересом следят за тем, как разворачиваются события вокруг создания коммерческой инфраструктуры рынка грузовых перевозок. «Пора перевозчикам и тем, кто оказывает полуперевозочные и околоперевозочные услуги, переходить к работе по собственным офертам, которые можно будет выставлять на единой площадке организованных торгов, где все прозрачно и доступно, – говорит президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов. – Начинать непосредственно торговать надо с тех сегментов рынка, где уже есть такая практика, – это грузовые и контейнерные перевозки по расписаниям с фиксированными датами отправления и прибытия. Для этого нужны договорные перевозчики, у которых грузоотправители смогут приобрести вагоно-места, как пассажиры покупают билет на поезд. При этом сами договорные перевозчики будут (пока, а может быть, и достаточно долго) пользоваться услугами ОАО «РЖД» как владельца инфраструктуры и технологического перевозчика, как это происходит сейчас, оплачивая фиксированный провозной тариф и договорную плату за выделенную нитку графика».

Заместитель председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин считает, что в идеале должно быть много конкурирующих электронных площадок. «А вот организовать их можно разными способами, – отмечает он. – Можно использовать международный опыт и создать удобные, простые и выгодные сервисы по аналогии с еBay или Аmazon. А можно сделать все по-русски: в принудительном порядке загнать всех участников на некую площадку. Это мы уже проходили в случае с законом о госзакупках. Так что очень важно, по какому пути пойдет государство. Самое главное – желание самих игроков».

На самом деле сами игроки тоже не сидят сложа руки, а выдвигают свои инициативы. Так, президиум НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» 25 мая 2016 года одобрил концепцию обмена свободным парком, которая позволит перевести взаимоотношения операторских компаний на единую IT-площадку. Цель проекта, как уже писал РЖД-Партнер, – сокращение расходов на порожние рейсы за счет использования системы данных о доступных для оперирования вагонах в спотовом сегменте рынка. Примечательно, что на этот раз инициатива по оптимизации управления парком исходила не сверху – от регуляторов или госкомпаний, а снизу – непосредственно от участников операторского бизнеса.

Таким образом, лед явно тронулся. В ближайшее время рынок грузовых железнодорожных перевозок может ожидать определенная трансформация. Хорошо, если она обернется повышением конкурентоспособности железных дорог, улучшением качества обслуживания клиентов и формированием благоприятных условий для привлечения инвестиций в отрасль. Именно эти задачи ставятся во главу угла при создании Совета рынка. По крайней мере подобная площадка станет определенным испытанием для всех и проверкой на способность договариваться и слышать друг друга.

Елена Ушкова
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Правительство Украины: Остановлен транзит украинских товаров через территорию Российской Федерации

Кабмин Украины проинформировал о полной остановке транзита по территории России украинских товаров в третьи страны. 

РЖД-Партнер

2016 год – вместе с журналом «РЖД-Партнер»

В Новом году помимо линейки наших основных печатных продуктов и дополнительных печатно-электронных проектов мы подготовим для вас ряд важных мероприятий различного формата, благодаря которым ваш деловой сезон будет насыщенным и эффективным. (подробности online)

РЖД-Партнер

ФАС вынесет решение по делу "Аэрофлота", подозреваемого в завышении цен, в 2016 году

Татарстанское Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) завершит работу над делом "Аэрофлота", подозреваемого в завышении цен на билеты на маршруте "Казань-Москва", не до конца года, как ожидалось ранее, а в 2016 году. Об этом сообщил сегодня ТАСС представитель ведомства. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions