RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
30.06.2016 14:00:41
РЖД-Партнер

На пути к открытости и прозрачности

Формат существования Совета рынка грузовых перевозок должен быть определен до конца текущего года, сообщили РЖД-Партнеру в ОАО «РЖД».
 

Накануне ОАО «РЖД» и Федеральная антимонопольная служба России заключили соглашение о создании Совета рынка грузовых перевозок с целью обеспечения эффективного взаимодействия всех его участников. «Создание такого Совета мы считаем важнейшим шагом. Это площадка, где всем участникам рынка можно обсуждать средне- и долгосрочные перспективы, не нарушая закона о конкуренции, более четко планировать свои потребности и возможности», – заявил президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров.

Руководитель ФАС России Игорь Артемьев, в свою очередь, подчеркнул, что создание Совета позволит железнодорожному рынку стать более открытым и прозрачным для потребителя, вырабатывать сбалансированные решения в интересах всех его участников. Принципиально важно, что в Совет рынка будут входить десятки организаций, в том числе грузоотправители, операторы, производители техники, органы власти и многие другие. Именно такой формат позволит учитывать интересы каждой стороны, выстраивать конструктивный диалог и договариваться.

В настоящее время создается совместная рабочая группа, которая определит формат существования Совета рынка, сформирует учредительные документы и т. д. Все это должно произойти до конца 2016 года. Однако по итогам рабочей встречи с РЖД И. Артемьев сообщил, что уже к сентябрю, возможно, получится собрать всех заинтересованных лиц на единой площадке.

Ранее этот путь уже проделали участники рынка электроэнергетики. Там в Совет рынка входят потребители, производители, инфраструктурные организации, органы власти и эксперты – все вместе они работают на то, чтобы каждый день продавать и покупать киловатт-часы. С самого начала это был не совещательный институт, а реально действующий механизм по организации продажи электроэнергии в новом на тот момент конкурентном сегменте. «Важно было обеспечить согласованность действий всех вовлеченных в этот процесс участников, – рассказал заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин. – Регуляторы должны были дерегулировать сферы, где есть условия конкуренции, а регулируемые – начать работать в условиях свободного рынка».

Теперь примерно то же самое предстоит сделать в сфере грузовых железнодорожных перевозок. Подготовительная работа велась уже давно. В частности, были проведены модельные торги услугами железнодорожных перевозок в регулярном грузовом сообщении. Эксперимент показал, что система работает. До конца 2016 года планируется запустить организованные торги по перевозке нефтеналивных грузов в регулярном грузовом железнодорожном сообщении. Более подробно об этом читайте в статье А. Голомолзина, опубликованной в № 11–12 (326) июнь 2016 г. журнала «РЖД-Партнер».

Эксперты с интересом следят за тем, как разворачиваются события вокруг создания коммерческой инфраструктуры рынка грузовых перевозок. «Пора перевозчикам и тем, кто оказывает полуперевозочные и околоперевозочные услуги, переходить к работе по собственным офертам, которые можно будет выставлять на единой площадке организованных торгов, где все прозрачно и доступно, – говорит президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов. – Начинать непосредственно торговать надо с тех сегментов рынка, где уже есть такая практика, – это грузовые и контейнерные перевозки по расписаниям с фиксированными датами отправления и прибытия. Для этого нужны договорные перевозчики, у которых грузоотправители смогут приобрести вагоно-места, как пассажиры покупают билет на поезд. При этом сами договорные перевозчики будут (пока, а может быть, и достаточно долго) пользоваться услугами ОАО «РЖД» как владельца инфраструктуры и технологического перевозчика, как это происходит сейчас, оплачивая фиксированный провозной тариф и договорную плату за выделенную нитку графика».

Заместитель председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин считает, что в идеале должно быть много конкурирующих электронных площадок. «А вот организовать их можно разными способами, – отмечает он. – Можно использовать международный опыт и создать удобные, простые и выгодные сервисы по аналогии с еBay или Аmazon. А можно сделать все по-русски: в принудительном порядке загнать всех участников на некую площадку. Это мы уже проходили в случае с законом о госзакупках. Так что очень важно, по какому пути пойдет государство. Самое главное – желание самих игроков».

На самом деле сами игроки тоже не сидят сложа руки, а выдвигают свои инициативы. Так, президиум НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» 25 мая 2016 года одобрил концепцию обмена свободным парком, которая позволит перевести взаимоотношения операторских компаний на единую IT-площадку. Цель проекта, как уже писал РЖД-Партнер, – сокращение расходов на порожние рейсы за счет использования системы данных о доступных для оперирования вагонах в спотовом сегменте рынка. Примечательно, что на этот раз инициатива по оптимизации управления парком исходила не сверху – от регуляторов или госкомпаний, а снизу – непосредственно от участников операторского бизнеса.

Таким образом, лед явно тронулся. В ближайшее время рынок грузовых железнодорожных перевозок может ожидать определенная трансформация. Хорошо, если она обернется повышением конкурентоспособности железных дорог, улучшением качества обслуживания клиентов и формированием благоприятных условий для привлечения инвестиций в отрасль. Именно эти задачи ставятся во главу угла при создании Совета рынка. По крайней мере подобная площадка станет определенным испытанием для всех и проверкой на способность договариваться и слышать друг друга.

Елена Ушкова
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Проект паромной переправы Усть-Луга - порты Германии

Общий объем инвестиций на строительство терминалов железнодорожной паромной переправы "Усть-Луга-Балтийск--порты Германии" составит 121 миллион 205,51 тысяч евро. По прогнозу, суммарный грузовой поток на маршруте "Усть-Луга-Балтийск--порты Германии" составит 3,52 миллиона тонн в год.
РЖД-Партнер

Успешность латвийского транзита зависит от России

2002 год для латвийского транзита можно будет считать успешным, если опирающийся на экспорт российского сырья грузопоток через латвийские порты и сухопутные пограничные пункты сохранится на прошлогоднем уровне, считает директор департамента транзитной политики Министерства сообщения (МС) Андрис Малдрупс.
РЖД-Партнер

Планируется развитие Одесского порта

По информации начальника Одесского порта Николая Павлюка и директора СРЗ "Украина" Виталия Белинского, принят проект развития Одесского порта на площадях соседнего завода "Украина" стоимостью около 144 миллионов долларов, что даст дополнительно 11,4 миллиона долларов прибыли ежегодно. По этому проекту, согласованному с руководством обоих предприятий и Минтрансом Украины, СРЗ "Украина" передал на баланс порта часть собственной территории площадью 4,6 га, 450 м причальной линии и часть строений, на которых уже работает ряд перегрузочных комплексов.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Ожидается ли в 2017 году дефицит подвижного состава или парк на сети РЖД удастся сбалансировать?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions