RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
15.07.2016 17:29:50
РЖД-Партнер

Металл становится не по карману

Первое полугодие 2016 года ознаменовалось резким скачком цен на продукцию металлопроката. С апреля по июнь рост цен колебался от 30% до 100% в зависимости от вида продукции. Естественно, от такой разницы страдает любое производство, которое хоть как-то использует продукцию металлопроката в своей деятельности. Одной из наиболее пострадавших сторон, в силу своей металлоемкости, является вагоностроительная отрасль. Такая ситуация оказывает прямое влияние на стоимость вагона и в дальнейшем может препятствовать развитию программы импортозамещения.
 

Цена бьет по вагонам

Стоит отметить, что серьезный рост цен не является проблемой только этого года. Внутренние потребители жаловали на производителей металла и в прошлом, и в позапрошлом годах. Так, с декабря 2014 по февраль 2015 года цены по уже заключенным сделкам на тонкий горячекатаный прокат выросли на 11–12%, на холоднокатаный – на 17–20%. Вагоностроители отмечали рост стоимости стального проката на 15–30%.

В этом году они заявили о влиянии столь высокой цены на себестоимость производства. «Согласно проведенным расчетам, 10%-ный рост цены на металл приводит к росту себестоимости по производству грузового вагона на 3%. В настоящее время рост себестоимости на нашем предприятии составляет уже более 7%», – считает заместитель директора по перспективному развитию ОАО «Алтайвагон» Станислав Золотарев.

Говоря об инновационных вагонах, он добавил, что при средней стоимости вагона 2,3–2,4 млн руб. в сложившихся условиях цена может увеличиться примерно на 250 тыс. руб. Что в дальнейшем приведет к увеличению суточной арендной ставки не менее чем на 250 руб.

С. Золотарев отметил, что отечественные производители металлоемкой техники оказываются в невыгодных условиях по сравнению с зарубежными производителями, лишаются своих конкурентных преимуществ, что значительно повышает риски срыва плана по импортозамещению.

Если говорить о предприятиях малого и среднего бизнеса, то там ситуация еще хуже, поскольку они испытывают беспрецедентное давление со стороны металлургов. По мнению эксперта, в таких условиях производство отечественной продукции становится нерентабельным, покрыть указанный рост цен на металл не способны никакие субсидии, а дальнейшее повышение цен на металлопродукцию крайне негативно скажется на перспективах деятельности всех предприятий отрасли.

Потребители продукции металлопроката выявили несколько причин такой ценовой политики. Это удорожание сырья и резкий рост цены металлопроката на зарубежных рынках (особенно в Китае) с одновременным снижением экспортных поставок китайского металла. А также экспортоориентированность российских производителей: более 50% металлопродукции, производимой отечественными предприятиям, поставляется на экспорт. В этой связи металлургические компании при формировании внутренних цен учитывают зарубежные биржевые и внебиржевые индикаторы. А также отсутствие учета интересов отечественных потребителей металлопроката.

Нужны другие механизмы

Такая несправедливость по отношению к российским потребителям не могла не заинтересовать Федеральную антимонопольную службу. И действительно, заместитель начальника управления контроля промышленности ведомства Андрей Бритиков заявил, что за последние 3 года приняла 149 заявлений, касающихся роста цен на металлопродукцию, которые приняты к рассмотрению. А согласно поручению правительства РФ, ФАС ежеквартально проводит мониторинг цен. Правда с оговоркой, что информация от хозяйствующих субъектов приходит к ним с опозданием. Но несмотря на это ФАС направила запросы на крупные металлургические предприятия и работает по каждому обращению. К примеру, в данный момент на рассмотрении в антимонопольной службе находится дело касательно двух организаций-монополистов, которые занимаются производством колес, – компаний «Евраз» и «Мечел».
А вот говоря о возможности заморозить цены на металлопродукцию до тех пор, пока не станет ясно, кто доминирует на рынке, А. Бритиков заявил, что у службы таких полномочий нет.

Вице-президент Торгово-промышленной палаты России Елена Дыбова отметила, что пока демонстрируется недостаточность существующих механизмов реагирования на подобные ситуации. «Несмотря на огромный рост обращений предпринимателей и в ТПП РФ, и в ФАС, а также на резкий рост цен по факту у антимонопольного ведомства нет механизмов, чтобы оперативно отрегулировать и снять напряженность на данном сегменте рынка. Это говорит о том, что действительно не хватает эффективных механизмов мониторинга и реагирования, что система регулирования внутри бизнес-сообщества не имеет эффективного механизма взаимодействия с государственными регуляторами. В то же время нет и четкого решения проблемы», – прокомментировала она.

По мнению вице-президента ТПП РФ, государство не может самоустраняться в таких вопросах, когда речь идет о рентабельности целой отрасли. Мы стремимся, чтобы на внутреннем рынке работали российские производители, но замедленными и разрозненными действиями сводим на нет все уже достигнутое. Иными словами, для наших промышленных отраслей может возникнуть такая экстремальная ситуация, а механизмов быстрого урегулирования подобных критических ситуаций по факту нет. Президентом РФ обозначена важность развития экспортно ориентированных предприятий, взят курс на импортозамещение, а такие ситуации ставят под угрозу развитие целых отраслей на внутреннем рынке», – добавила Е. Дыбова.

Собственно, представители рынка совместно с ТПП РФ уже разработали ряд рекомендаций для органов исполнительной власти. В частности, рынок видит возможным рассмотреть использование механизма субсидирования металлургов в части затрат на сохранение цены при покупке металла для производства продукции машиностроения. Разработать единые тарифы для ввозных пошлин на комплектующие, не производимые в России, а также инвестировать полученные по данным статьям доходы (или беспроцентно кредитовать) в строительство российских предприятий по производству данных комплектующих и другие механизмы.

Александра Можаровская 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Правительство Украины: Остановлен транзит украинских товаров через территорию Российской Федерации

Кабмин Украины проинформировал о полной остановке транзита по территории России украинских товаров в третьи страны. 

РЖД-Партнер

2016 год – вместе с журналом «РЖД-Партнер»

В Новом году помимо линейки наших основных печатных продуктов и дополнительных печатно-электронных проектов мы подготовим для вас ряд важных мероприятий различного формата, благодаря которым ваш деловой сезон будет насыщенным и эффективным. (подробности online)

РЖД-Партнер

ФАС вынесет решение по делу "Аэрофлота", подозреваемого в завышении цен, в 2016 году

Татарстанское Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) завершит работу над делом "Аэрофлота", подозреваемого в завышении цен на билеты на маршруте "Казань-Москва", не до конца года, как ожидалось ранее, а в 2016 году. Об этом сообщил сегодня ТАСС представитель ведомства. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions