RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
15.04.2016 12:32:14
РЖД-Партнер

Калмыкия и Казахстан воюют за нефть

Калмыкия и Атырауская область Казахстана соперничают за право разместить на своей территории крупнейший в Прикаспийском регионе нефтехимический комбинат. Для Степной республики этот проект является одним из приоритетных, так как позволит создать тысячи рабочих мест, получить источник крупных налоговых платежей, а также изменить экономическую систему региона, сообщает портал ЦентрАзия. 

Проект строительства нефтехимического комбината стоимостью 4,5 млрд долл. продвигает компания ЛУКОЙЛ. Комбинат должен стать центром переработки газа, добываемого на Хвалынском месторождении в северной части Каспия. По словам министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Калмыкии Николая Очирова, нефти здесь на сумму около 200 млрд долл., газа – порядка 150 млрд долл. в ценах 2013 года.

Освоением Хвалынского месторождения на основе соглашения о разделе продукции занимаются правительство России и Каспийская нефтегазовая компания (КНК). Для переработки и очистки хвалынского газа и необходим нефтехимический комбинат. По словам Очирова, существуют два варианта его строительства. Первый, казахский, предполагает, что газ с месторождения будет вывозиться для очистки в Атырау, а затем реализовываться в Казахстане и Китае. Второй, калмыцкий, вариант предусматривает вывоз углеводородного сырья в поселок Артезиан Черноземельского района Степной республики.

"Оба варианта предполагали, что конечным потребителем хвалынского газа станет Китай, и в этом случае, конечно, было бы естественно построить перерабатывающий комбинат в Казахстане, как говорится, ближе к заказчику, – прокомментировал ситуацию "НГ" политический эксперт Павел Голод. – Однако с декабря 2015 года ситуация изменилась – было принято решение, что торговлей газом с Китаем будет заниматься "Газпром". КНК же было разрешено сбывать газ на российской территории. В таком случае нефтехимический комбинат становится логичнее строить в Артезиане".

По словам Николая Очирова, "территория Калмыкии выгодна инвесторам проекта, поскольку вблизи поселка Артезиан проходит железная дорога, а также пролегают все необходимые для врезки коммуникации "Газпрома".

Впрочем, по информации "НГ", спор между калмыцкой и казахстанской сторонами по поводу привлекательного инвестиционного проекта еще не завершен. "Скорее всего эта история будет тянуться весь нынешний год, – предположил источник "НГ" в правительстве Калмыкии. – Окончательный выбор площадки остается за нефтяниками".

В Элисте оптимизма в отношении артезианского проекта не теряют, так как республиканские власти и нефтяники уже несколько лет реализуют совместные проекты по транспортировке энергоносителей, а также разработке Цекертинского месторождения в Черноземельском районе. По словам Очирова, "примерно через 5–7 лет там ожидается серьезная добыча газоконденсата – примерно до 1,5 млрд куб. м в год".

В октябре 2014 года в Степной республике появилась также трубопроводная компания "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть-Калмыкия". По словам республиканских чиновников, "она должна будет заниматься вопросами транспортировки углеводородного сырья с каспийских морских месторождений". "Когда проект выйдет на полную мощность, то около 400 млн руб. будут ежегодно поступать в бюджет республики за транспортировку нефти через территорию Калмыкии, – заявил Николай Очиров. – Плюс два вида налогов – на прибыль и имущественный, которые будут поступать в бюджет региона за добычу газоконденсата на Цекертинском месторождении".

Пока же калмыцкий бюджет получает реальные деньги только за транзит нефти по магистрали Каспийского трубопроводного консорциума: 270-километровый калмыцкий участок нефтепровода из казахстанского Тенгиза в Новороссийск приносит республике солидные суммы, в том числе в виде различных социальных платежей.

"Сегодня начинается соревнование лоббистских возможностей Элисты и Атырау, которые, несмотря на падение цен на нефть, прекрасно понимают, что сидение на нефтегазовой игле и ее обслуживание – занятие по-прежнему крайне приятное и выгодное. Для Калмыкии нефтегазовые проекты и вовсе могут стать основой принципиально новой региональной экономики, что имеет важнейшее значение в период острого экономического кризиса", – считает политический эксперт Светлана Колосова.
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Правительство Украины: Остановлен транзит украинских товаров через территорию Российской Федерации

Кабмин Украины проинформировал о полной остановке транзита по территории России украинских товаров в третьи страны. 

РЖД-Партнер

2016 год – вместе с журналом «РЖД-Партнер»

В Новом году помимо линейки наших основных печатных продуктов и дополнительных печатно-электронных проектов мы подготовим для вас ряд важных мероприятий различного формата, благодаря которым ваш деловой сезон будет насыщенным и эффективным. (подробности online)

РЖД-Партнер

ФАС вынесет решение по делу "Аэрофлота", подозреваемого в завышении цен, в 2016 году

Татарстанское Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) завершит работу над делом "Аэрофлота", подозреваемого в завышении цен на билеты на маршруте "Казань-Москва", не до конца года, как ожидалось ранее, а в 2016 году. Об этом сообщил сегодня ТАСС представитель ведомства. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions