RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
07.06.2016 09:31:56
РЖД-Партнер

Итоги XI Международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520»

1–3 июня 2016 года в Сочи состоялся XI Международный железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнерство 1520». В нем приняли участие более 1,2 тыс. специалистов, которые представляли 415 компаний из 31 страны, а также руководители органов исполнительной и законодательной власти РФ. Они обсудили основные направления развития рынка транспортных услуг, перспективы международного сотрудничества, а также вопросы финансирования российских инфраструктурных проектов в сфере железнодорожного транспорта и ряд других важных тем.
 

В приоритете – пространство 1520

В настоящее время международный железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнерство 1520» приобрел репутацию уникальной площадки, предназначенной для обсуждения проблем в сфере железнодорожного транспорта и поиска эффективных решений по наиболее неоднозначным вопросам, затрагивающим интересы абсолютно всех участников рынка перевозок: промышленных холдингов, транспортных и логистических компаний, производителей вагонов и локомотивов, предприятий малого и среднего бизнеса. В этом году аудиторию форума по-прежнему составляли представители ведущих компаний транспортного сектора России, стран СНГ и Евросоюза, а в деловую программу мероприятия вошли более 20 дискуссионных и интерактивных сессий, где выступило более 130 спикеров.

В качестве главной темы организаторы – ООО «Бизнес Диалог» – выбрали Карту приоритетов пространства 1520. В ходе пленарной дискуссии президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров заявил, что наиболее значимыми направлениями деятельности компании на пространстве 1520 являются развитие железнодорожной инфраструктуры, предоставление новых логистических сервисов, реализуемых при участии других видов транспорта, а также объединение усилий железнодорожников, причем не только на пространстве 1520, но и за его пределами. «Хотел бы обратить внимание на то, что сегодня главным вопросом для нас является логистика перевозок, – подчеркнул О. Белозёров. – С производственными процессами мы будем разбираться, а кооперация и логистика являются ключевыми вопросами, на которых мы должны сосредоточиться».

В этой связи особенно актуально развитие международных транспортных коридоров – как действующих, так и новых. По словам заместителя министра транспорта РФ Алексея Цыденова, перспективными могут стать перевозки по маршруту Западный Китай – Казахстан - Мурманск - Восточное побережье США, который на треть короче существующего пути от Восточного побережья Китая через Тихий океан. Еще одним новым направлением является выход к Черному морю в рамках строительства порта Тамань и далее на Южную Европу. «У нас хорошо идет транзит из Китая в Европу, через Казахстан и далее через Брест, но это Северная Европа, а новый коридор направлен на южные порты. К тому же он станет альтернативой маршруту через Иран, что создаст конкуренцию, а значит, будет способствовать повышению уровня сервиса», – отметил А. Цыденов.

Обсуждаем Целевую модель рынка

На форуме активно обсуждалась Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2020 года. По словам О. Белозёрова, пока в ее проекте намечены ключевые шаги и определена основная задача – не навредить. «Конкуренция на рынке должна расширяться, и мы будем вычленять сегменты, за счет которых она увеличится», – пояснил он. По мнению заместителя директора департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Василия Шипилова, разработанная модель рынка не создаст барьеров для экономического роста. «Во-первых, мы хотели бы изменить принцип финансирования отрасли, четко увязав источники дохода и его расходование, закрепить финансирование операционных затрат за счет железнодорожных тарифов и финансирование прибыльных проектов ОАО «РЖД» за счет бюджета или иных источников, во многом безвозвратно», – уточнил он. Во-вторых, говоря о перспективах развития рынка оперирования вагонами, В. Шипилов указал, что любые процессы в его рамках должны носить эволюционный характер и происходить по рыночным законам. «Основным двигателем прогресса является конкуренция, и она возможна, только если у нас рынок покупателя, а не продавца», – пояснил чиновник.

В то же время представители Минтранса и ОАО «РЖД» отметили необходимость тщательной проработки Целевой модели. По словам старшего вице-президента ОАО «РЖД» Сергея Мальцева, компания проводит тщательную оценку проекта. «Те данные, которые мы получаем в ходе оценки последствий принятия документа, нуждаются в глубоком анализе, – уточнил он. – Нам нужно предусмотреть поэтапные изменения с возможностью возврата на каждом этапе без непоправимого ущерба». Особое внимание спикеров привлекли вопросы, связанные с либерализацией локомотивной тяги и формированием множества перевозчиков. Так, по словам А. Цыденова, они несут риски потери части доходов ОАО «РЖД», необходимых для поддержания и развития инфраструктуры. В этой связи МЭР предлагает провести эксперимент: не ломать существующую технологию и предоставить статус перевозчика на действующие маршруты собственных поездных формирований, а затем посмотреть, насколько жизнеспособна эта модель. «Прежде чем перейти к эксперименту, потребуется выделить локомотивную составляющую, усовершенствовать раздельный учет и т. д.», – добавил В. Шипилов.

Тарифицировать по-новому

Одной из основных тем форума стало обсуждение тарифной политики в сфере железнодорожных перевозок. «Мы пришли к выводу о том, что сейчас делать непросчитанные движения в этом отношении нельзя, – уточнил О. Белозёров. – В тарифообразовании большое количество нюансов, но мы не хотим, чтобы кто-то почувствовал себя выброшенным из ценового поля, и постараемся создать комфортные условия для всех».

При этом были указаны основные цели создания новой концепции Прейскуранта № 10-01. По словам заместителя министра Минэкономразвития России Николая Подгузова, они заключаются в стимулировании несырьевого экспорта и инвестиций в обрабатывающие производства. В частности, представитель регулятора заявил о том, что важно изменить формат кросс-субсидирования перевозок дешевых грузов за счет транспортировки более дорогих товаров второго и третьего тарифных классов, а также пересмотреть ставки на коротких плечах исходя из реальной стоимости перевозки, для того чтобы вернуть грузы с других видов транспорта. По его словам, концепция нового Прейскуранта № 10-01 должна вводиться поэтапно. «Мы разработаем ее принципы в 2016 году и определим те целевые показатели, к которым надо двигаться, – уточнил он. – Это процесс, скорее, эволюционный».

Международное сотрудничество

Обсуждалось на форуме и международное сотрудничество, в частности возможности обеспечения долгосрочных и стабильных условий, благодаря которым можно привлечь грузы на железную дорогу с других видов транспорта. О том, что ОАО «РЖД» определило приоритетные направления для выхода на зарубежные рынки, сообщил первый вице-президент компании Александр Мишарин. По его словам, на данный момент разработка стратегии внешнеэкономической деятельности уже началась и выделены те услуги, которые могут быть наиболее востребованными на зарубежных рынках. В первую очередь это консалтинг, разработка концепций, стратегий или программ перспективного развития, технико-экономические обоснования и бизнес-планы. Второе направление – это строительство и реконструкция железных дорог. «У нас есть множество проектов, в частности, в Сербии, Иране, есть конкретные планы сотрудничества в Бразилии, Индонезии, Восточной Европе, сейчас мы обсуждаем наши позиции в Греции», – уточнил А. Мишарин. Кроме того, речь шла о наиболее передовых технологиях в сфере транспорта. В частности, А. Цыденов заявил, что Минтранс поддерживает идею создания Евразийского высокоскоростного метро. «Развитие высокоскоростного железнодорожного движения в России предусмотрено Транспортной стратегией до 2030 года, и мы уже перешли от слов к делу, – пояснил он. – Фактически в настоящее время идет проектирование ВСМ Москва – Казань, при этом в Транспортной стратегии утверждены коридоры для строительства ВСМ не только в направлении Москва – Казань, но и Москва – Запад, а также Север – Юг».

В ходе форума было подписано 11 международных соглашений, при этом отмечалось, что в следующем году количество таких документов может возрасти. Так, например, ОАО «РЖД» подписало соглашение с железными дорогами Ирана и ЗАО «Азербайджанские железные дороги» о создании благоприятных условий для привлечения грузопотоков и дальнейшего развития международного транспортного коридора Север – Юг, включая организацию контейнерного поезда Бендер-Аббас – Москва. Кроме президента ОАО «РЖД», документ подписали заместитель министра дорог и городского строительства Исламской Республики Иран, председатель правления и президент железных дорог Исламской Республики Иран Мохсен Пурсейед Агайи и председатель ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавид Гурбанов.

Пассажирам – передовые технологии

Большой интерес участников форума вызвало и обсуждение пассажирских перевозок. «Это одна из ключевых тем для холдинга, – отметил О. Белозёров. – Будущее здесь за цифровыми технологиями и большим комфортом для клиентов. Пассажир в нашем понимании – это человек, который, используя железнодорожный транспорт, не выпадает из жизни, то есть может работать, перемещаясь из точки в точку».

Кроме того, ОАО «РЖД» намерено упростить процесс приобретения электронного билета. «Наша цель – получить к сентябрю модернизированную площадку сайта РЖД «Пассажирам», где мы перейдем на новую технологию оформления электронного проездного документа и сократим количество шагов при оформлении покупки с семи до трех. Это радикальное движение вперед, и оно позволит нам стать лучшими среди железнодорожных компаний Европы по доступности сайта продажи электронных билетов», – прокомментировал вице-президент холдинга Михаил Акулов.

Подводя итоги форума, О. Белозёров констатировал, что ключевой вопрос для холдинга – это прежде всего кадры. По его словам, компании нужны менеджеры абсолютно иного уровня, которые будут обладать другим набором знаний, смотреть на несколько шагов вперед и знать, что нужно клиенту, не забывая о железнодорожной специфике. В целом президент ОАО «РЖД» позитивно оценил результаты форума и отметил особую атмосферу, которая была не только конструктивной, но и интересной. «Нам было интересно встретиться и обсудить текущие проблемы, хотя не на все вопросы мы нашли ответы, – сказал О. Белозёров. – Более того, в некоторых дискуссиях вместо ответов мы получили новые вопросы, но хорошо заданный вопрос – это уже 90% успеха».

Марина Ермоленко

Фото: Екатерина Дегтярева

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Правительство Украины: Остановлен транзит украинских товаров через территорию Российской Федерации

Кабмин Украины проинформировал о полной остановке транзита по территории России украинских товаров в третьи страны. 

РЖД-Партнер

2016 год – вместе с журналом «РЖД-Партнер»

В Новом году помимо линейки наших основных печатных продуктов и дополнительных печатно-электронных проектов мы подготовим для вас ряд важных мероприятий различного формата, благодаря которым ваш деловой сезон будет насыщенным и эффективным. (подробности online)

РЖД-Партнер

ФАС вынесет решение по делу "Аэрофлота", подозреваемого в завышении цен, в 2016 году

Татарстанское Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) завершит работу над делом "Аэрофлота", подозреваемого в завышении цен на билеты на маршруте "Казань-Москва", не до конца года, как ожидалось ранее, а в 2016 году. Об этом сообщил сегодня ТАСС представитель ведомства. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions