+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.02.2017 15:20:32
Разное / Интервью
РЖД-Партнер

Отправлять людей в другие солнечные системы пока нет смысла

22 февраля Американское космическое агентство (НАСА) обнаружило три новые планеты, на которых теоретически возможна жизнь. Расположены они в системе TRAPPIST-1 (открыта в 2016 г), на расстоянии 40 световых лет от Земли. Узнать о возможных перспективах их освоения РЖД-Партнер решил у астронома, заведующего лабораторией прямых физико-химических планет Института космических исследований РАН Михаила Герасимова.
Отправлять людей в другие солнечные системы пока нет смысла
— Михаил Владимирович, полет до обнаруженных НАСА планет займет почти 40 световых лет. Существуют ли сейчас устройства, способные на такие дальние полеты?

— У нас сейчас таких устройств нет. Всё, что мы сейчас можем - это двигаться со скоростями в десятки километров в секунду, а никак не со световой. Это означает, что длительность полета аппарата будет не 40 световых лет, а раз в 100 медленнее. То есть лететь придется несколько тысяч лет в одну сторону. Это означает, что аппарат должен быть полностью автономным: люди должны жить в космосе постоянно, воспроизводиться, обучаться и так далее. Нужно еще раз себя спросить: а нужно ли нам туда вообще лететь? Чтобы лететь 1000 лет, в космос нужно отправить целый город со школами, больницами, с родильными домами и так далее. Это сейчас не нужно, и на данный момент такая задача не стоит. Мы даже на Марс так и не полетели, и полет туда до сих пор выглядит проблематичным. Что уж говорить о данных экзопланетах!

— А почему отправка людей на эти планеты не нужна нынешней космонавтике? Она возможна хотя бы теоретически?

— Пока что нет. Да и не очень-то нужно для самой отрасли. Ведь человек все равно не увидит ничего, чего бы не увидел автомат. Устройство в любом случае сделает это гораздо точнее и детальнее. Развитие космической отрасли идет быстрыми темпами, и скоро будет возможность получить хотя бы спектральные данные с этих планет. Но говорить об отправке аппаратов туда действительно слишком рано.

— Наблюдательная техника развивается быстрее пилотируемой. А на каком этапе сейчас находится проектирование аппаратов, способных летать за пределы Солнечной системы?

— На данном этапе есть только аппараты (телескопы), позволяющие наблюдать объекты на таком расстоянии. Благодаря ним и были обнаружены данные экзопланеты. Так что можно смело сказать: гораздо быстрее будет развиваться эта часть исследований - наблюдательная. Если мы сейчас сконструируем и запустим такой аппарат, то туда он будет лететь сотни или тысячи лет. А за это время земная техника уйдет так далеко вперед, что даже средства наблюдения, разработанные через 20-30 лет, будут технически опережать этот аппарат. А то, что наблюдательные возможности будут прогрессировать очень быстро - это факт. Уверен, что через 1000 лет уровень будет несравним с нынешним. Поэтому очень сложно сейчас говорить о необходимости строительства таких аппаратов, которые бы выживали в космосе в течение таких долгих лет. Отдельный момент - это передача информации. Да, сейчас мы увидели планеты в телескоп… Но ведь оттуда должен быть передан сигнал. А мы сейчас можем его передавать только на радиоволнах. Источник передачи должен быть очень мощным для того, чтобы сигнал с такого расстояния был передан и расшифрован. И эта задача для текущего развития техники пока что не очень подъемная.

— Вернусь к отправке в космос людей. Как сейчас развивается программа космического туризма?

— На сколько я знаю, заказы от туристов до сих пор есть. А технические возможности как были, так и есть: садитесь на наш корабль и летите! В Америке даже есть частная компания, которая пытается свой рынок развивать и получить все необходимые разрешения. Наш же ценник до сих пор удивляет. Если бы цена была ниже, то сама отрасль космического туризма пошла бы в гору. Но у нас ее развитие как-то не стоит в программе. Если в 90-ые и начале 2000-х это был вопрос выживания для всей отрасли (любой миллион долларов шел на зарплаты и поднятие отрасли), то сейчас это не столь актуально.

— А на сколько обнаруженные НАСА экзопланеты пригодны для жизни? По имеющейся информации, речь идет только о возможном наличии жидкой воды...

— Есть большая надежда, что на этих планетах есть жидкая вода. На это есть не прямой намек, связанный с их положением. Планеты расположены примерно на таком же удалении, как и Земля. И температуры там должны теоретически быть похожими. Но наличие воды не подразумевает обязательного присутствия жизни. Ведь разгадки истории возникновения жизни нет и тут все сводится к гаданию на кофейной гуще. Очень бы хотелось найти следы жизни хотя бы на Марсе, но этого пока что не удалось. А то, что там была вода - это доказанный факт.

Беседовал Вадим Комков


Транспорт - это увлекательно!

Встречайте в 2017 году наш новый проект - журнал "РЖД-Партнер Lounge"!

Журнал «РЖД-Партнер Lounge» - это доступные и интересные рассказы о новых видах транспорта с инфографикой и фотографиями, эксклюзивные репортажи об уникальных пассажирских маршрутах, обзоры бизнес-залов, кафе и ресторанов, арт-перформансов в аэропортах и на вокзалах, статьи о транспортном дизайне, коммерческих космических перевозках, беспилотниках, лоукестерах, интервью с персонами, играющими заметную роль в сфере транспорта, интересные факты и многое другое.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions