+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.09.2016 10:42:00
Разное / Интервью
РЖД-Партнер

Особые экономические зоны – оплот для импортозамещения

На панельной дискуссии «Особые экономические зоны России. Новый этап в развитии проекта и регионов», прошедшей в рамках IX Петербургского международного инновационного форума, представители крупнейших ОЭЗ страны отметили целый ряд достижений. К ним, в частности, были отнесены кластерный принцип построения зон, вовлеченность руководителей регионов как главный драйвер развития, а также начавшийся процесс самостоятельной эволюции. В то же время в перечне рисков фигурировали, к примеру, существенные затраты на инфраструктуру, уменьшение региональных бюджетов и усиление конкуренции. С дополнительными вопросами корреспондент РЖД-Партнера обратился к генеральному директору ОЭЗ промышленно-производственного типа «Тольятти», советнику губернатора Самарской области Алексею Пахоменко.
Особые экономические зоны – оплот для импортозамещения
– Алексей Владимирович, как известно, в мае 2016-го президент России Владимир Путин распорядился остановить работу десяти особых экономических зон страны ввиду их низкой экономической эффективности. В связи с этим нельзя не спросить, в чем секрет успеха вашей ОЭЗ?

– Нам в большей степени повезло, т.к. мы изначально были обеспечены деньгами. Во-вторых, у нас сразу подобралась команда, которая способна реализовать этот проект. Помогла и огромная настойчивость со стороны региональных властей и лично губернатора. Плюс Минэкономразвития всегда оказывало поддержку и сопровождало нас. Вот основные факторы, если коротко.

– Ваши коллеги сходятся во мнении, что так называемый отбор ОЭЗ в России уже состоялся. Выходит, в ближайшие годы ни чью деятельность больше не остановят?

– Я не отвечаю за все особые экономические зоны в стране. Но, например, глядя на другие ОЭЗ, работающие рядом с нами, могу сказать, что это очень надежные команды людей с достойными показателями. И они совершенно точно никогда не будут закрыты и продолжат демонстрировать хорошие результаты. А те, кто не смог выполнить свои задачи, с течением времени из обоймы уже выпали.

– Ваша ОЭЗ, учитывая ее приближенность к «АвтоВАЗу», наверняка связана с автомобильным транспортом?

– Да, связана. Изначально наша стратегия была такая: на первом этапе к нам заходили автокомпонентные компании, поскольку мы близко – буквально в 1 км – расположены к производственным цехам «АвтоВАЗа» (теперь следует говорить уже об альянсе Renault-Nissan и GM-АвтоВАЗе). Логистика диктовала свои условия. Но со временем пошел кризис – мы увидели другие тенденции. Во-первых, все автокомпонентные компании, которые зашли к нам и считали своим основным потребителем «АвтоВАЗ», начали из-за валютных разниц ориентироваться на экспорт. И это очень хорошо, т.к. компании обеспечили себе живучесть, благодаря чему мы наращиваем обороты и вносим свой вклад в общую долю экспорта страны. Вторая тенденция заключалась в том, что вслед за автокомпонентными пришли компании, не связанные с автомобилестроением. Здесь мы уже выполняем функцию диверсификации. В частности, в этом году запускаем две компании из других отраслей.

– Говоря о новых трендах развития ОЭЗ в стране, какие очевидные плюсы и минусы можете выделить?

– Сейчас происходит перезапуск. Проект получает развитие на новом уровне. Причем развитие революционное и поступательное, что остается только приветствовать. Минусы, конечно, есть, но они все проанализированы и широко опубликованы. Главное здесь в том, что Минэкономразвития сделал правильные выводы – болезни детского периода признаны и активно исправляются. И это можно считать самым большим достижением за десятилетнюю историю ОЭЗ в России. А основные плюсы в том, что особые экономические зоны, в первую очередь промышленно-производственного типа, являются оплотом для локализации производств и импортозамещения. Они эту функцию выполняют, соответствующая инфраструктура имеется. Говорю не только про «Тольятти», но и про «Алабугу», «Липецк», «Моглино», «Титановую долину», которые серьезно набирают обороты. Названные площадки являются универсальными и позволяют в очень короткий период при низких капитальных затратах развернуть любое производство, чем и интересны стране в свете задач по импортозамещению.

Беседовал Степан Ратников

Фото Степана Ратникова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions