+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.09.2018 12:02:13
Разное / Интервью
РЖД-Партнер

Черный список раздора

В целях выполнения долгосрочных планов по оптимизации негативного воздействия промышленности на экологию 18 апреля 2018 года Минприроды опубликовало список из 300 промышленных предприятий I категории, оказывающих наиболее негативное воздействие на окружающую среду. В начале июля перечень зарегистрировал Минюст России. В РСПП предлагают отменить приказ Минприроды и составить список с открытыми критериями отбора в сотрудничестве с бизнес-сообществом. О том, какие поправки стоит внести в технологию оценки производственных предприятий по степени вредного воздействия, рассказал заместитель председателя комитета РСПП по экологии и природопользованию, руководитель проекта по вопросам экологии компании «Базовый элемент» Юрий Максименко.
Черный список раздора
– Юрий Леонидович, по какой технологии РСПП предлагает оценивать объекты для внесения в список промышленных предприятий I категории?

– Правила отнесения объектов к той или иной категории установлены в постановлении правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий». И здесь дебаты бесполезны.

Наибольшие разногласия вызывает перечень объектов, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы загрязняющих веществ составляет не менее 60% (приказ Минприроды России от 18.04.2018 г. № 154). Это предприятия, которые с 01.01.2019 г. по 01.01.2022 г. обязаны подать заявку на получение комплексного экологического разрешения (КЭР).

Включение юридических лиц в перечень носит бессистемный непрозрачный характер, критерии отбора не соответствуют тем, которые установлены постановлением правительства РФ № 1029. А уровень загрязнения в 60% от чего? Всех валовых выбросов/сбросов по России? По субъекту РФ? За какой период – год или месяц? Неопределенность допускает большую вероятность субъективизма при принятии решения.

Для каждого объекта, включаемого в перечень, должны быть указаны значения его валовых объемов воздействия за определенный период, свидетельствующие о его конкретном вкладе в 60%-ный уровень влияния на атмосферный воздух, водные объекты, почву. При этом требуется также учитывать вклад объектов не только федерального уровня, как предлагается разработчиками проекта приказа, но и регионального, поскольку правоустанавливающая норма п. 6 ст. 11 № 219-ФЗ не делает никаких исключений.

Бизнес считает, что отбор объектов следует проводить на основании сведений, содержащихся в открытых источниках, для возможности проверки обоснованности включения или невключения в перечень того или иного объекта. Помимо этого, критерии отбора должны учитывать соотношение сбросов и выбросов загрязняющих веществ и твердых отходов. Критерии отбора должны определяться и публиковаться в установленном порядке.

Однако в приказе Минприроды России вообще не упоминается количество образующихся на объектах загрязняющих веществ, их вклад в суммарное воздействие, а единственным отраженным показателем является отнесение объекта к тому или иному виду деятельности в рамках I категории.

В пояснительной записке к приказу говорится, что перечень сформирован на основании ежегодно представляемых природопользователями в Росприроднадзор отчетов о фактических объемах выбросов и сбросов. Вместе с тем доступ к подобной информации на сайте Росприроднадзора для проверки обоснованности составления перечня технически невозможен.
Кроме того, перечень не содержит никакой информации о предприятии, даже его названия, кроме кодов объектов и кратких наименований объектов. (Например, п. 1 «Производство тепловой и электрической энергии». А кто конкретно должен подавать заявку на КЭР?)

Отмечается присутствие в нем объектов, производящих меньшее количество загрязнений, нежели аналогичные объекты из тех же регионов, но не включенные в перечень, присутствие объектов с объемом выбросов и сбросов менее 0,1% от суммарного объема воздействия в РФ. И наоборот, в перечне отсутствует ряд объектов, производящих гораздо большее количество загрязняющих веществ, чем некоторые включенные в него.

Проект приказа Минприроды России не проходил процедуры оценки регулирующего воздействия – несмотря на то, что он подпадает под необходимость проведения такой процедуры. Таким образом, при его подготовке не были соблюдены обязательные процедуры.

– Есть ли недоработки в проекте комплексных экологических разрешений Минприроды России, на которые стоит обратить внимание? Какие изменения, возможно, стоит внести в алгоритм отбора?

– Согласно п. 10 ст. 31.1 федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ (закон о наилучших доступных технологиях – НДТ) комплексное экологическое разрешение должно содержать: технологические нормативы; нормативы допустимых выбросов и/или сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах и/или сбросах загрязняющих веществ; нормативы допустимых физических воздействий; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; требования к обращению с отходами производства и потребления; согласованную программу производственного экологического контроля; срок действия комплексного экологического разрешения.

Первый пункт КЭР – технологические нормативы. Принято считать, что они составляют суть информационно-технических справочников наилучших доступных технологий (ИТС НДТ), которые жестко регламентируют показатели удельных выбросов/сбросов образования отходов и энергопотребления.

В каждом справочнике есть обязательные приложения. Одно из них – перечень НДТ (приложение I), а другое – перечень технологических показателей, соответствующих НДТ (приложение 2). Предприятие самостоятельно устанавливает технологические нормативы в соответствии со справочником и включает их в состав заявки на КЭР.

При подаче заявки сначала необходимо подтвердить, что технологические показатели соответствуют значениям, указанным в приложении I (перечень НДТ) информационно-технических справочников наилучших доступных технологий, и затем доказать, что производство соответствует требованиям, указанным в приложении II, а именно – на предприятии есть система экологического и, возможно, энергетического менеджмента.

Там, где таких систем нет, их надо будет создавать, поддерживать и развивать с помощью специализированных организаций, провести сертификацию производства. Какие здесь ждут сюрпризы, пока неизвестно, но траты предстоят значительные.

Беседовал Шант Даниелян

Читайте полный текст интервью в № 18 журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions