• Ставка на полувагон
    2092
    0.6 %
    руб./сут.
    февраль 2019
  • Индекс качества IV квартал 2018г. - 62 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 66.7 0 EUR ЦБ РФ 75.25 0
    BTC 3630.66 usd BTC 240712.76 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.09.2018 12:02:13
Разное / Интервью
РЖД-Партнер

Черный список раздора

В целях выполнения долгосрочных планов по оптимизации негативного воздействия промышленности на экологию 18 апреля 2018 года Минприроды опубликовало список из 300 промышленных предприятий I категории, оказывающих наиболее негативное воздействие на окружающую среду. В начале июля перечень зарегистрировал Минюст России. В РСПП предлагают отменить приказ Минприроды и составить список с открытыми критериями отбора в сотрудничестве с бизнес-сообществом. О том, какие поправки стоит внести в технологию оценки производственных предприятий по степени вредного воздействия, рассказал заместитель председателя комитета РСПП по экологии и природопользованию, руководитель проекта по вопросам экологии компании «Базовый элемент» Юрий Максименко.
Черный список раздора
– Юрий Леонидович, по какой технологии РСПП предлагает оценивать объекты для внесения в список промышленных предприятий I категории?

– Правила отнесения объектов к той или иной категории установлены в постановлении правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий». И здесь дебаты бесполезны.

Наибольшие разногласия вызывает перечень объектов, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы загрязняющих веществ составляет не менее 60% (приказ Минприроды России от 18.04.2018 г. № 154). Это предприятия, которые с 01.01.2019 г. по 01.01.2022 г. обязаны подать заявку на получение комплексного экологического разрешения (КЭР).

Включение юридических лиц в перечень носит бессистемный непрозрачный характер, критерии отбора не соответствуют тем, которые установлены постановлением правительства РФ № 1029. А уровень загрязнения в 60% от чего? Всех валовых выбросов/сбросов по России? По субъекту РФ? За какой период – год или месяц? Неопределенность допускает большую вероятность субъективизма при принятии решения.

Для каждого объекта, включаемого в перечень, должны быть указаны значения его валовых объемов воздействия за определенный период, свидетельствующие о его конкретном вкладе в 60%-ный уровень влияния на атмосферный воздух, водные объекты, почву. При этом требуется также учитывать вклад объектов не только федерального уровня, как предлагается разработчиками проекта приказа, но и регионального, поскольку правоустанавливающая норма п. 6 ст. 11 № 219-ФЗ не делает никаких исключений.

Бизнес считает, что отбор объектов следует проводить на основании сведений, содержащихся в открытых источниках, для возможности проверки обоснованности включения или невключения в перечень того или иного объекта. Помимо этого, критерии отбора должны учитывать соотношение сбросов и выбросов загрязняющих веществ и твердых отходов. Критерии отбора должны определяться и публиковаться в установленном порядке.

Однако в приказе Минприроды России вообще не упоминается количество образующихся на объектах загрязняющих веществ, их вклад в суммарное воздействие, а единственным отраженным показателем является отнесение объекта к тому или иному виду деятельности в рамках I категории.

В пояснительной записке к приказу говорится, что перечень сформирован на основании ежегодно представляемых природопользователями в Росприроднадзор отчетов о фактических объемах выбросов и сбросов. Вместе с тем доступ к подобной информации на сайте Росприроднадзора для проверки обоснованности составления перечня технически невозможен.
Кроме того, перечень не содержит никакой информации о предприятии, даже его названия, кроме кодов объектов и кратких наименований объектов. (Например, п. 1 «Производство тепловой и электрической энергии». А кто конкретно должен подавать заявку на КЭР?)

Отмечается присутствие в нем объектов, производящих меньшее количество загрязнений, нежели аналогичные объекты из тех же регионов, но не включенные в перечень, присутствие объектов с объемом выбросов и сбросов менее 0,1% от суммарного объема воздействия в РФ. И наоборот, в перечне отсутствует ряд объектов, производящих гораздо большее количество загрязняющих веществ, чем некоторые включенные в него.

Проект приказа Минприроды России не проходил процедуры оценки регулирующего воздействия – несмотря на то, что он подпадает под необходимость проведения такой процедуры. Таким образом, при его подготовке не были соблюдены обязательные процедуры.

– Есть ли недоработки в проекте комплексных экологических разрешений Минприроды России, на которые стоит обратить внимание? Какие изменения, возможно, стоит внести в алгоритм отбора?

– Согласно п. 10 ст. 31.1 федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ (закон о наилучших доступных технологиях – НДТ) комплексное экологическое разрешение должно содержать: технологические нормативы; нормативы допустимых выбросов и/или сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах и/или сбросах загрязняющих веществ; нормативы допустимых физических воздействий; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; требования к обращению с отходами производства и потребления; согласованную программу производственного экологического контроля; срок действия комплексного экологического разрешения.

Первый пункт КЭР – технологические нормативы. Принято считать, что они составляют суть информационно-технических справочников наилучших доступных технологий (ИТС НДТ), которые жестко регламентируют показатели удельных выбросов/сбросов образования отходов и энергопотребления.

В каждом справочнике есть обязательные приложения. Одно из них – перечень НДТ (приложение I), а другое – перечень технологических показателей, соответствующих НДТ (приложение 2). Предприятие самостоятельно устанавливает технологические нормативы в соответствии со справочником и включает их в состав заявки на КЭР.

При подаче заявки сначала необходимо подтвердить, что технологические показатели соответствуют значениям, указанным в приложении I (перечень НДТ) информационно-технических справочников наилучших доступных технологий, и затем доказать, что производство соответствует требованиям, указанным в приложении II, а именно – на предприятии есть система экологического и, возможно, энергетического менеджмента.

Там, где таких систем нет, их надо будет создавать, поддерживать и развивать с помощью специализированных организаций, провести сертификацию производства. Какие здесь ждут сюрпризы, пока неизвестно, но траты предстоят значительные.

Беседовал Шант Даниелян

Читайте полный текст интервью в № 18 журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Выставка ЖКХ России и международный форум Экология большого города откроются 20 марта.

Выставка ЖКХ России и международный форум Экология большого города откроются 20 марта.
20–22 марта в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» пройдет специализированная выставка «ЖКХ России» и международный форум «Экология большого города».
РЖД-Партнер

Washington Post увидел в экологической катастрофе выгоду для России

Washington Post увидел в экологической катастрофе выгоду для России
В результате глобального потепления Россия может получить экономическую выгоду, создав собственный Суэцкий канал из Северного морского пути. Об этом сообщает The Washington Post, передает Lenta.ru.
РЖД-Партнер

Необходимо перестроить систему госуправления в экологической сфере

Необходимо перестроить систему госуправления в экологической сфере
В России нет ни цели, ни модели регулирования, ни модели оценки социально-экономических последствий введения экологического регулирования. В РФ нет института, способного выработать содержание регулирования, поэтому есть риск бездумного копирования зарубежного опыта – так же, как вышло с наилучшими доступными технологиями (НДТ). Последствия такого копирования уже наступили в энергетике, в других отраслях заявленные цели регулирования не достигнуты. Бездумное введение каких-либо механизмов регулирования может привести к серьезным негативным последствиям для экономики страны.

  1. Операторы предлагают создать единую методику баланса парка для избежания коллапса на сети. Поможет ли такой метод регулирования вагонной составляющей повысить эффективность железнодорожных перевозок?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort