В принципе каких-то существенных препятствий для развития контейнерных перевозок сейчас нет. По словам начальника управления транспортного обслуживания ЦФТО ОАО «РЖД» Александра Жукова, среди основных проблем можно выделить подвижной состав для перевозок контейнеров. «В настоящий момент парк насчитывает порядка 50 тыс. единиц. Выбытие идет, но и покупка в этом году увеличила темпы по сравнению с кризисными годами, но ее сдерживает цена, которая увеличилась из-за дефицита полувагонов», – пояснил он. Хотя это, по словам спикера, чуть ли не единственный сдерживающий фактор.
Эксперты также отмечают, что одной из ключевых проблем в сфере перевозок, в том числе и контейнерных, является тарифное регулирование. По словам президента Института развития транспортных систем Александра Синева, контейнерные перевозки в части тарифного регулирования должны быть либерализованы. «Ни ФАС, ни другие тарифные органы, если они когда-то будут воссозданы, не должны вмешиваться в эту ситуацию потому что ставки, которые будет тарифицировать владелец инфраструктуры или монопольный перевозчик, будут тарифицироваться в условиях жесточайшей конкуренции с автотранспортом. Там в принципе для перевозчика невозможно установить ставки, которые не будут устраивать рынок», – пояснил он.
Еще одной важной темой является развитие перевозок в танк-контейнерах. И здесь на текущий момент тоже есть ряд проблем. Заместитель генерального директора АО «Инфотек-Балтика М» Валерий Куренной сообщил, что их можно поделить на три части. Первая – это в первую очередь инфраструктурные проблемы, поскольку химические и нефтехимические заводы создавались под перевозки в цистернах и имеют ограничения по погрузке в танк-контейнеры.
Вторым источником ограничения этого рынка является процесс обслуживания самого танк-контейнера, а именно его ремонт, очистка и т. д. Рынок данных сервисов на текущий момент не сформирован и есть претензии к качеству услуг, сообщил В. Куренной.
Помимо этого, есть определенные проблемы, связанные с нормативной базой. Как у компании-оператора есть некоторые ситуации, связанные с проведением ТОРа и его трактованием и т. д.
Но несмотря на возникающие сложности, объем контейнерных перевозок растет. Начальник отдела организации логистики перевозок управления движением Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Николай Решетов напомнил, что по итогам 7 месяцев 2018 года идет тенденция к увеличению контейнерных перевозок, к прошлому году увеличение составило примерно 13%. «Основной прирост обеспечен за счет транзитных перевозок (+26%). Экспорт – 19% и импорт – 19%. Во внутригосударственном сообщении прирост составил 4%», – перечислил спикер.
Н. Решетов также заострил внимание на том, что основной приоритет – транзитные перевозки между Китаем и странами Европы. По итогам 2017 года объем транзита вырос на 60% по отношению к 2016-му. А за 7 месяцев текущего года положительная динамика сохранилась на уровне 28%.
Автор: Александра Можаровская
Фото: Сергей Касацкий
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.