+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.10.2016 12:14:17
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

«Широка страна моя родная...»

В 2015 году турпоток за границу, по данным Российского союза туриндустрии, сократился на рекордный за последние 18 лет показатель – 31%. В то же время в РФ сегодня не только увеличивается доля внутреннего туризма, но и растет количество гостей из-за рубежа. Какие российские курорты самые востребованные и какими видами транспорта предпочитают пользоваться путешественники?
Туризм как прививка от кризиса

«Люди приезжают и уезжают, а их деньги остаются. Туризм для нас – это лекарство против кризиса», – считает заместитель главы Ростуризма Сергей Корнеев.
Он также отметил, что Всемирная туристическая организация еще 10–15 лет назад включила Россию в десятку самых интересных для посещения мест в мире. «Сейчас для въездного туризма есть уникальный шанс. Это связано с разными вещами. Во-первых, путешествуя по нашей стране, можно сочетать разные виды отдыха. У нас есть все: и великолепная природа, и культурно-исторические достопримечательности. Во-вторых, для иностранных туристов поездка в Россию с финансовой точки зрения стала очень привлекательной из-за девальвации рубля», – комментирует С. Корнеев.
По его оценке, количество иностранных туристов, посетивших Россию, в нынешнем году вырастет на 5%. Отметим, что по итогам 2015-го рост въездного туризма составил 8%. При этом С. Корнеев подчеркнул, что, согласно оценкам Всемирной туристической организации, увеличение уже на 3% считается для страны хорошим показателем.
По данным туристической ассоциации «Мир без границ», в последние годы у китайских гостей появилась новая мода – путешествия на Байкал. «Это связано не только с уникальностью места (хотя туристы из КНР с удовольствием посещают достопримечательности-рекордсмены, такие как самое глубокое в мире озеро), но и c известностью Байкала в массовой культуре Китая», – отмечает исполнительный директор туристической ассоциации «Мир без границ» Светлана Пятихатка.
Только в прошлом году в рамках безвизового группового туристического обмена нашу страну посетило почти 540 тыс. туристов из КНР, причем около 290 тыс. из них в рамках одной поездки посещали Москву и Санкт-Петербург, воспользовавшись возможностью железнодорожного сообщения. Также набирает популярность и маршрут по самой длинной в мире железной дороге – Транссибирской магистрали.
По мнению замглавы Ростуризма, основной прирост будет происходить за счет туристов из азиатских стран. «Мы не ожидаем сильного увеличения турпотока из Северной Европы, так как граждане там подвержены большему политическому влиянию, чем, например, в Южной Европе, откуда количество туристов не снижается», – заметил С. Корнеев. Например, в прошлом году в Испании спрос на российские визы вообще вырос на 30%. Увеличилось также число туристов из Италии и Франции.
«Отложенный спрос – это наша главная проблема. За рубежом не знают, как посетить загадочную Россию и какие именно города выбрать для отдыха. Существует порядковая разница между теми, кто хотел бы посетить нашу страну, и теми, кто реально приезжает», – сетует он. По словам С. Корнеева, иностранные туристы посещают не только две столицы России, спросом пользуются также и туры в Калининград, Владивосток, Екатеринбург и на Алтай.

Событийный туризм

В Европе уже давно принято не только путешествовать ради посещения достопримечательностей и отдыха, но и приурочивать поездку к какому-либо событию, например музыкальным фестивалям или спортивным мероприятиям. С начала 2016-го более 250 турпакетов было продано болельщикам чемпионата мира по хоккею. В основном эти продукты выбирают туристы из Германии и Скандинавии. По словам генерального директора компании St. Peter Line Сергея Котенева, из 100% прибывающих на паромах иностранцев 25% предпочитают проживать на судне.
Как рассказала заместитель председателя комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Нана Гвиче, к чемпионату мира созданы специальные маршруты для иностранцев. По ее словам, в 2015-м город на Неве посетило 6,5 млн человек. «В основном круизные туристы – американцы, немцы, французы и в последнее время все больше китайцев. Стали также появляться гости из Индии и арабских стран. Но больше всего в прошлом году в Санкт-Петербург приезжало жителей из других регионов России», – отметила она. Так, в 2015-м из 6,5 млн туристов лишь 2,8 млн – иностранные, остальные 3,7 млн – граждане РФ.
«В этом году ожидается также приток туристов из Великобритании за счет активизации паромного сообщения. Для китайцев был разработан и по-прежнему пользуется популярностью «Красный маршрут». Сейчас специально к чемпионату мира мы запускаем новый проект совместно с другими городами, участвующими в его проведении, – «Серебряное ожерелье». Для формирования маршрута в основном будет использоваться железнодорожный транспорт. Однако на некоторых направлениях задействуем и авиасообщение», – рассказала Н. Гвиче.
Кроме того, по ее словам, специально для иностранных туристов в России планируют увеличить количество кемпингов. «Мы знаем, что автотуризм очень развит за рубежом и на такие крупные мероприятия люди часто приезжают на автомобилях. Сейчас этот вопрос прорабатывается и на федеральном уровне, и на уровне города. У нас уже есть два кемпинга. Предполагаем, что к чемпионату сможем ввести еще хотя бы два», – прокомментировала она.
Также Н. Гвиче уточнила, что для развития этих проектов есть заинтересованные инвесторы.
Популярными среди иностранных и отечественных туристов остаются и речные круизы по туристическим маршрутам в европейской части страны. Об этом свидетельствует и статистика: по итогам 2015-го перевозки пассажиров увеличились на 6,8% по сравнению с прошлым годом и на конец навигации составили 13,6 млн человек (2014 г. – 12,7 млн). Это связано с ростом пассажирских перевозок. При этом на экскурсионно-туристических маршрутах объемы перевозок туристов были снижены. Так, с введением ограничений судоходства на отдельных участках Волги была отменена часть туристических рейсов пассажирских судов по маршрутам из Москвы и Санкт-Петербурга в города на Волге. По словам экспертов Travelata.ru, речные круизы не так развиты в России, как в Европе. «Спрос на них пока минимальный – в основном из-за высокой стоимости путевок. Однако многие туроператоры планируют в ближайшем будущем активно продвигать это направление», – прокомментировали представители онлайн-гипермаркета туров.
Отметим, что Стратегией развития внутреннего водного транспорта до 2030 года объемы перевозок пассажиров к 2020-му оценены в объеме 15,1 млн человек, к 2030-му – 16,6 млн.

Вынужденный патриотизм?

Рост спроса на российские курорты в 2016 году уже вырос в 2,5 раза. Как отмечают в Travelata.ru, многие путешественники уже привыкли к непредсказуемой экономической ситуации и начали активно планировать свой летний отпуск в родной стране. Среди российских туристических направлений наиболее востребованы курорты Крыма. По данным Travelata.ru, туда планирует отправиться 16,3% туристов. На втором месте по популярности – курорты Краснодарского края: Адлер выбирают 12,3% бронирующих летний отдых путешественников, Сочи – 11,9%. На российские курорты уже продано авиабилетов больше, чем в 2015 году. Это объясняется запуском лоукостера, снижением цен на билеты и стартом их продаж по бюджетным тарифам крупных авиакомпаний.
Согласно результатам исследования компании «РоссТур», если раньше самым популярным способом добраться до главных отечественных курортов был поезд, то теперь туристы предпочитают экономить драгоценные дни отдыха и выбирают перелет. Так, этой зимой при бронировании отеля в Сочи около 45% туристов покупали одновременно авиабилеты и только 32% – железнодорожные билеты. Прошлой зимой ситуация была обратной. Еще более внушительная статистика по курорту Минеральные Воды: 55% выбирают перелет и 29% – путь по железной дороге (16% используют иной транспорт). Однако, как пояснили эксперты Travelata.ru, на поездах туристы предпочитают добираться в Восточную и Центральную Европу.
Кроме того в Сибири, воспользовавшись железной дорогой, можно посетить удивительные места. Первый в 2016 году туристический поезд отправится из Иркутска по Кругобайкальской железной дороге. Она включает в себя 806 объектов культурного наследия: 582 памятника инженерного искусства, 172 памятника архитектуры, 16 памятников археологии, 46 природных и ландшафтных памятников. В этом году традиционный маршрут включает водную прогулку от порта Байкал до пристани «Ракета» в Иркутске. Также есть возможность путешествовать по региону на ретропоезде. По оценке руководителя Федерального агентства по туризму РФ Олега Сафонова, поездки железнодорожным транспортом внутри страны могут быть достаточно комфортными, недорогими и удобными. По его словам, в настоящее время ведется подготовка к летнему сезону 2016 года. И здесь ключевой задачей является предоставление потребителям качественного конкурентоспособного турпродукта по приемлемой цене. «В рамках подготовки к высокому туристическому сезону и расширения линейки пакетных туров очень важно организовать теснейшее взаимодействие между туристической отраслью, Ростуризмом и ОАО «РЖД», – рассказал О. Сафонов.
Отметим, что Российские железные дороги вносят сезонные изменения тарифов в 2016 году. И цена билетов в зависимости от даты и сроков покупки может как повыситься, так и понизиться (динамическое ценообразование). Также в 2016-м поднимается плата за дополнительные услуги, например, за пользование постельными принадлежностями. На каждом направлении действуют тарифные планы, сформированные с учетом сезона, дня недели и объемов перевозок, в зависимости от чего применяется тот или иной коэффициент. При этом в некоторых случаях минимальный тариф в вагонах купе будет лишь незначительно превышать тарифы, действующие в плацкарте. По мере заполнения мест в поезде и при высоком спросе на конкретную дату тариф будет увеличиваться.
На некоторых направлениях весомую конкуренцию железнодорожному транспорту составляют авиаперевозчики. Средние цены за авиабилет в одну сторону на июнь, июль и август 2016-го снизились по сравнению с прошлым годом на 6% (с 7543 до 7102 руб.).
«Это объясняется несколькими факторами: развитием субсидированных тарифов, запуском новых рейсов лоукостера «Победа», стартом продаж билетов по бюджетным тарифам крупных авиакомпаний («Уральские авиалинии», «Сибирь», «Ред Вингс» и др.), снижением средних цен на авиабилеты на самых популярных направлениях России и СНГ», – пояснили аналитики Туту.ру. Так, средние цены на авиабилеты по России снизились на 5,5%, а в страны ближнего зарубежья – на 6,3%. На этом фоне особенно ярко заметен резкий рост средних цен на авиабилеты с вылетом в летние месяцы в Европу – на 15,3% (с 10 654 до 12 290 руб. за билет в одну сторону), а в другие страны дальнего зарубежья – на 37,8% (с 13 147 до 18 114 руб.).
Развитие туризма и транспорта взаимосвязано и взаимообусловлено. Будем надеяться, что в погоне за туристом удастся адекватно развивать оба направления.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions