Санкт-Петербург занимает второе место в объеме общего экспорта регионов России с долей в 5,5%. По данным председателя Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиза Качаева, объем несырьевых товаров в экспорте Северной Столицы составляет 74,21%, а доля города в общем объеме экспорта СЗФО - почти 50%.
“Доля неэнергетического экспорта в 2016 году составила 32%. Доля верхнего передела несырьевого энергетического эскорта (20%) - это готовые товары, представляющие собой результат глубокой переработки исходных материалов, продукция машиностроения, фармацевтическая продукция, бытовая химия, одежда и так далее”, сообщил чиновник в ходе панельной дискуссии.
При этом, федеральный округ в целом, как и большинство его регионов, продемонстрировали резкое снижение объемов поставок. Аналогичная картина по всей России - даже столичный экспорт в 2016 году упал на 20,75%.
Важную роль в экспортном направлении Санкт-Петербурга играют малые и средние компании. По состоянию на начало 2016 года в городе осуществляли свою деятельность 1849 малых предприятий и экспортеров и 150 - средних. По сравнению с 2015 годом доля экспортеров среди малых компаний выросла (в 2015 году их было 1567). По данным Качаева, уже в 2014 году небольшие предприятия обеспечивали 36% от общего объема экспорта.
Свои успехи правительство Санкт-Петербурга объясняет эффективностью субсидирования экспортной продукции. До текущего года город оказывал поддержку по трем направлениям: участие в выставочных мероприятиях международного плана, сертификация экспортной продукции, и покрытие расходов, связанных с транспортировкой товаров. Последние два вида субсидий появились в 2016 году по личному решению губернатора Полтавченко.
“Своим решением он выделил дополнительные и достаточно серьезные средства (в размере 133 млн руб.) на эти субсидии. Это позволило нам поддержать по транспортным субсидиям 21 компанию и 10 компаний - по сертификации. Хочу обратить внимание, что это был наш первый опыт, а в плане сертификации - еще и первый в России”, - сообщил начальник Управления развития внешнеторговой деятельности и информационного обеспечения промышленности Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Сергей Николаев.
В 2017 от субсидий на сертификацию было решено отказаться. При этом, субсидирование транспортных расходов на 2017 год комитет оценил в 38 млн руб (не более 3,5 млн на одно юрлицо) и обещал начал прием заявок от компаний уже в конце весны.
Компании-экспортеры положительно отозвались как о финансовой, так и о консультативной поддержке со стороны города.
“За 25 лет работы в секторе экономики только в последние годы мы получили реальную поддержку. Например, за транспортировку очень большого объема продукции из Астрахани в Актау водным транспортом мы получили компенсацию около в 3 млн руб - это почти половина суммы перевозки. Нас предварительно учили как готовить транспортные документы, связанные с экспортом. Потому что сложные перевозки, связанные с водным, автомобильным транспортом, железной дорогой требуют четкого соблюдения всех правил”, - рассказал Председатель Совета директоров компании “ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА” Николай Хаустов.
Но, несмотря на активную поддержку города, компании-экспортеры по-прежнему жалуются на несвоевременные поступления платежей и трудности в поиске юридического сопровождения сделок за рубежом. Чиновники же советуют бизнесменам проявлять больше компетентности и не надеяться только на помощь свыше.
Автор: Вадим Комков
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.