+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.11.2016 15:00:00
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Острая топливная недостаточность «Укрзализныци»

По оценке руководства ПАО «Укрзализныця», срывы обеспечения топливным ресурсом для производственной деятельности являются следствием и отражением более общей проблемы – многолетней системы злоупотреблений, сложившейся в государственной железнодорожной отрасли.

Дизельгейт

О масштабах злоупотреблений в системе оборота топлива открыто заговорил глава правления ПАО «УЗ» Войцех Бальчун. «Картинки повседневности компании, пребывающей в кризисе, анализ фактов дают представление о масштабах и способах злоупотреблений и хищений. 5 месяцев – миллион долларов. 7–8 тонн солярки ежедневно – налево. Прямо из тепловоза – в канистры. Машинист, помощник машиниста – в деле. Или непосредственно в депо – прямо в бензовоз», – сообщил В. Бальчун. Как уточнил руководитель, система хищений является разветвленной и устойчивой, в частности, практика депо подтверждает иерархический характер данных злоупотреблений. «Тут ранг уже высших начальников. Конкретные прайсы: начальник депо – 500 тыс. гривен ежемесячно; молчание работника ВОХР – 500 гривен за одну поездку. Миллион гривен – за восстановление в должности начальника депо. Еще миллион ежемесячно – за невмешательство», – перечислил глава правления.

В ходу различные способы организации хищения топлива, идущего на потребности локомотивной тяги: выведение из строя средств контроля и защиты теплового режима дизеля, слив топлива из тепловоза на ходу. «Организованная, продуманная, наглая система. Задействованы все – железнодорожники, местные правоохранители и бандиты, скупщики топлива», – констатировал В. Бальчун. В компании инициировано выявление и пресечение хищений, однако эта работа идет с серьезными трудностями вплоть до угроз и давления на сотрудников. Тем не менее организованные в системе УЗ так называемые мобильные группы уже дают определенные результаты. Так, экономия топлива в результате борьбы с хищениями только по одному предприятию, ТЧ-3 Мелитополь (крупнейшее локомотивное депо Приднепровской магистрали УЗ), составила за 5 месяцев порядка 1,3 тыс. т. «Подсчитываем вместе: почти миллион долларов за 5 месяцев только по одному депо. А по компании в целом?» – сказал по данному поводу В. Бальчун.

Как заявило руководство компании, для борьбы с хищениями будут использоваться все возможные средства и способы. Так, будет усилена работа мобильных групп, есть планы повышения ответственности (в том числе материальной) на местах, идет пересмотр норм расхода топлива. В частности, по всем железным дорогам Украины сокращена на 5% норма использования топлива для тяги. При годовом объеме потребления этого ресурса на уровне 260 тыс. т (показатель, фигурирующий в финансовом плане ПАО «УЗ» на 2016 г.) экономия может составить порядка 13 тыс. т (около $10 млн).

Подогретый интерес

Особой сферой контроля стала организация закупок топлива, потребовавшая коренной реорганизации в связи с разветвленными нарушениями. «Были стандартными такие действия, как блокирование тендеров в антимонопольном комитете, судах, а также умышленное проигрывание судебных дел», – заявил В. Бальчун, выступая 2 ноября на заседании правительства. Дефицит топлива, создаваемый искусственно, неоднократно ставил «Укрзализныцю» на грань остановки. «В наихудшие моменты в связи с задержками тендеров у нас оставался суточный запас топлива. С поставщиками заключались договоры займа топлива со штрафными санкциями за невозврат в размере 1% в сутки, то есть 365% годовых. Я никогда не встречался с таким», – подчеркнул глава правления, докладывая правительству о сложившейся ситуации. Так, «Укрзализныця» была вынуждена израсходовать стратегический запас топлива, обеспечивающий ее основную деятельность, – 120 тыс. т. В результате, помимо усиления рисков остановки деятельности, были усилены риски зависимости от потенциальных поставщиков. «Стратегические запасы позволяли нам стабильно работать, быть независимыми от поставщиков и выходить на переговоры с ними с более сильной позицией», – посетовал В. Бальчун.

Неудивительно, что налаживание устойчивого и эффективного снабжения топливом стало одной из ключевых задач в системе УЗ. Компания перешла на закупки через систему ProZorro (электронная платформа тендеров, функционирующая в системе публичных закупок Украины), раздробила слоты с целью диверсификации поставок, упростила тендерную документацию для устранения барьеров на пути расширения круга потенциальных участников и заявила о готовности привлечь зарубежных поставщиков. Анонсирован и переход на формульный принцип формирования цены топлива (замена фиксированной цены тендерных закупок на плавающую, привязанную к рыночным котировкам). В качестве базового избран механизм международной котировки энергоресурсов с опорой на Platts (индексация, официально закрепленная в качестве одного из нормативов Налогового кодекса Украины). УЗ рассчитывает, что данный принцип позволит получить четкий механизм снижения цены в переговорном процессе с поставщиками. Кроме того, компания намерена восстановить стратегический топливный резерв. «Это позволит нам уверенно чувствовать себя в ситуациях, когда будут попытки неких сговоров на рынке поставок», – пояснил В. Бальчун. В свою очередь, правительство открыло для «Укрзализныци» топливный госрезерв, предоставив право на 9 тыс. т ресурса с уплатой процента за пользование (0,9% в месяц). «Пока мы не используем этой возможности, пытаемся обойтись собственными силами», – сообщил В. Бальчун.

Усилия ПАО «УЗ» по стабилизации ситуации с топливом не остались безрезультатными, на сегодня резерв доведен до 10-суточного – что особенно важно с учетом сложного финансового состояния компании (напомним, расходы на топливо составляют около 10% в структуре операционных затрат УЗ). Однако окончательная стабилизация в топливной сфере – вопрос неопределенного будущего, зависящего в том числе и от решения все еще актуальной задачи ликвидации коррупции.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions