RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
14.09.2016 11:32:00
РЖД-Партнер

Мосты строят на инновациях

Новые технологии помогают быстрее и качественнее возводить сложные инфраструктурные объекты. И они все глубже проникают в отрасль.

Сокращаем сроки проектов

По данным директора по науке Института исследований мостов и других инженерных сооружений, профессора кафедры мостов и транспортных тоннелей МАДИ Александра Васильева, мостостроение в последние 2 года переживает революционный подъем. Это связано не только со значительным расширением спектра конструктивных и архитектурных форм мостовых сооружений, освоением новых строительных технологий и материалов, значительно сокращающих сроки реализации проектов, но и с использованием компьютерной техники для контроля и управления технологическими процессами.
Для компьютерного проектирования на рынке представлен целый ряд продуктов, отметил заведующий кафедрой «Мосты» ПГУПС Леонид Дьяченко. Например, программный комплекс RM Bridge не только осуществляет проектирование, но также обеспечивает строительство и дальнейшую эксплуатацию мостов.

BIM-технологии

Информационные технологии нового поколения позволяют убить несколько зайцев сразу. В частности, если речь идет о применении BIM-технологий. Проще говоря, в данном случае проектирование начинается не с абстрактной схемы будущего строительного объекта, а с создания его 3D-модели. Дальше к этой модели привязывают всю сопутствующую проекту информацию (о материалах, ценах на них, геодезических условиях и пр.). В зависимости от введенных данных компьютер помогает вносить поправки в модель. Благодаря этому создание чертежей и отчетов автоматизируется, становится удобнее анализировать проект и составлять графики работ.
Причем BIM-технологии позволяют поддерживать группы разных специалистов (проектировщиков, геодезистов, экономистов), которые могут работать с единой моделью. В результате не требуется повторного ввода информации, исключается потеря данных, ошибки при их преобразовании и передаче между службами. Существенно повышается эффективность бизнес-решений, появляется возможность оптимизации расходов. Это касается как самого проектирования, так и всей цепочки последующих работ на стройплощадке. Дело в том, что современная строительная техника предусматривает возможность ввода электронных данных из проекта, которые уже привязаны к пространственным географическим координатам. Соответственно, если на машине установлен бортовой компьютер, то ее работа ускоряется и одновременно повышается точность выполнения операций. Это важно при устройстве земляного полотна, установке свай или монтаже конструкций моста.
Начиная с 2015 года BIM-технологии в России стали применять некоторые проектные организации и инжиниринговые группы, которые хотели получить преимущества на тендерах по строительству мостов и тоннелей, а также других объектов транспортной инфраструктуры. Однако активное использование инноваций в мостостроении тормозится несовершенством российского законо-дательства. Для более широкого применения современных технологий в него требуется внести поправки. Как признался министр строительства и ЖКХ России
Михаил Мень, единого стандарта BIM-технологий в РФ нет. Есть множество поставщиков программ, которые претендуют на обслуживание подобных систем, но насколько они подходят для применения в мостостроении? Этот же вопрос можно задать и по поводу других инноваций.

Белые пятна в госполитике

Между тем на Западе при поддержке государства созданы своего рода центры технической политики, которые изучают практику создания современных объектов инфраструктуры, занимаются подготовкой технических справочников, вопросами программного обеспечения отрасли, разрабатывают типовые проекты и стандарты. В частности, в таких исследованиях определены сферы рационального применения тех или иных конструкций мостов, собрана статистика по типам пролетных строений и их стоимости начиная с 1999 года. В Германии, например, треть ежегодного экономического роста достигается за счет методик применения стандартов. Экономический эффект от этого в строительстве, по оценкам экспертов, составляет €16 млрд в год.
Сегодня в РФ заказчик требует от проектировщиков и мостостроителей работать быстро и эффективно. При этом он в значительной степени ориентируется на результаты, накопленные на Западе.
В этом смысле весьма характерно заявление министра Открытого правительства Михаила Абызова. По итогам обсуждения он дал поручения выбрать несколько показательных объектов (пути, мосты, тоннели) и разобрать их себестоимость «по винтикам» в сравнении с иностранными аналогами. Сама по себе инициатива похвальна. Однако российским чиновникам было бы полезно изучить опыт не только зарубежных подрядчиков, но и своих иностранных коллег в сфере нормотворчества. Лишь в последние 2 года Минстрой начал финансировать разработку норм и сводов правил относительно мостов и тоннелей. Но работа эта находится только в самом начале пути.
А отрасль мостостроения сегодня на подъеме и нуждается в более совершенном государственном регулировании.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Российская продукция вытесняет импорт

Российская продукция вытесняет импорт
Политика импортозамещения, которую проводит ОАО «РЖД», принесла в 2015–2016 гг. ощутимые результаты. Об этом было сказано в рамках Недели РЖД, которая проходит в Санкт-Петербурге.
РЖД-Партнер

Назад, в эпоху бумажных документов?

Назад, в эпоху бумажных документов?
На сайте http://regulation.gov.ru размещен проект Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по совершению таможенных операций и осуществлению таможенного контроля при прибытии товаров, перемещаемых водным транспортом, на таможенную территорию Евразийского экономического союза либо убытии товаров, перемещаемых водным транспортом, с таможенной территории Евразийского экономического союза. Содержание указанного проекта регламента противоречит требованиям распоряжения правительства Российской Федерации от 12.12.2015 г. № 2571-р в части пунктов 19.3, 19.4 и 19.5.  
РЖД-Партнер

Европу наводнили «маленькие Трампы»

Европу наводнили «маленькие Трампы»
Взрывы, которые вчера произошли в аэропорту Брюсселя, заставили всех игроков авиационной отрасли задуматься о принятии новых мер по обеспечению безопасности в авиахабах.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions