+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.09.2016 16:52:00
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Краудфандинг не подходит для российских капиталоемких проектов

wВ декабре на железнодорожную сеть Германии выйдет новый уникальный пассажирский перевозчик – Locomore. Как уже сообщал РЖД-Партнер, средства на запуск этого сервиса собирали «всем миром» – при помощи краудфандинга (т.е. коллективного сотрудничества людей, добровольно объединяющих свои деньги или другие ресурсы для поддержки чужих усилий).
В России широкое использование краудфандинга ограничено целым рядом юридических и практических аспектов. Наиболее важный из них – отсутствие специальной законодательной базы, которая бы в достаточной степени регулировала такой способ привлечения финансирования.
«Несмотря на то что действующее законодательство позволяет с различной степенью эффективности структурировать коллективное финансирование по моделям простого товарищества, купли-продажи или дарения, сфера краудфандинга, тем не менее, находится в «серой» правовой зоне, – рассказывает советник юридической фирмы Dentons Илья Скрипников. – На текущий момент в России предполагается «разработка решений, связанных с краудфандингом и краудинвестингом» исключительно в рамках Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р). Стратегия называет высокотехнологические компании приоритетными бенефициарами альтернативного источника финансирования проектов».
По словам И. Скрипникова, обращение к мировому опыту показывает, что стремительный рост количества финансируемых через краудфандинг проектов, во многом связанный с бумом именно высокотехнологичных товаров и услуг, был поддержан на законодательном уровне в Европе и США и урегулирован соответствующим образом.
При этом использование подобных методов финансирования в инфраструктурной или производственной сферах является скорее исключением, чем правилом, уверяет эксперт. Это в том числе связано с тем, что на практике краудфандинг воспринимается в первую очередь как идеология. И лишь во вторую очередь – как механизм привлечения средств.
«Существующие проекты, к которым относятся тот же Locomore в Германии (пассажирские железнодорожные перевозки) и Elio Motors в США (трехколесный автомобиль), являются ярким примером, когда потребитель следует за предлагаемой производителем идеей («быстрое и дешевое передвижение»), а не демонстрирует непосредственную заинтересованность в появлении конкретной инфраструктуры или объекта», – добавляет И. Скрипников.
Информация о размерах средств, привлеченных в рамках краудфандинга (максимальный объем равен примерно 10 млрд руб.), позволяет прийти к выводу: этот метод вряд ли является альтернативным источником финансирования для капиталоемких проектов. Ведь значительная часть задач по модернизации как железнодорожной инфраструктуры, так и собственно подвижного состава оценивается в сотни млрд руб. А потому очевидно, что существующая и прогнозируемая потребность в финансировании отрасли даже в малой степени не может быть закрыта краудфандингом, резюмирует эксперт.
Кроме того, железнодорожная отрасль в России, по мнению специалиста, является крайне зарегулированной, монопольной деятельностью – как в части пассажирских перевозок, так и в части грузовых.
«Длящаяся несколько лет реформа железнодорожного транспорта пока не позволяет говорить о переходе к полноценной конкуренции при перевозках, – подытоживает И. Скрипников. – Существующее тарифное регулирование как ключевой элемент монопольного состояния рынка также является сдерживающим фактором, препятствующим привлечению средств из внебюджетных источников. Железнодорожная деятельность в России – это «традиционная вотчина» бюджетного финансирования с редкими вкраплениями частного капитала в форме кредитов или средств соответствующих корпораций».
Таким образом, в существующих экономических условиях в России привлечение средств граждан (а именно они являются «донорами» краудфандинговых проектов) в проекты строительства и эксплуатации железнодорожного транспорта представляется сомнительным.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions