RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
29.09.2016 16:52:00
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Краудфандинг не подходит для российских капиталоемких проектов

wВ декабре на железнодорожную сеть Германии выйдет новый уникальный пассажирский перевозчик – Locomore. Как уже сообщал РЖД-Партнер, средства на запуск этого сервиса собирали «всем миром» – при помощи краудфандинга (т.е. коллективного сотрудничества людей, добровольно объединяющих свои деньги или другие ресурсы для поддержки чужих усилий).
Краудфандинг не подходит для российских капиталоемких проектов
В России широкое использование краудфандинга ограничено целым рядом юридических и практических аспектов. Наиболее важный из них – отсутствие специальной законодательной базы, которая бы в достаточной степени регулировала такой способ привлечения финансирования.
«Несмотря на то что действующее законодательство позволяет с различной степенью эффективности структурировать коллективное финансирование по моделям простого товарищества, купли-продажи или дарения, сфера краудфандинга, тем не менее, находится в «серой» правовой зоне, – рассказывает советник юридической фирмы Dentons Илья Скрипников. – На текущий момент в России предполагается «разработка решений, связанных с краудфандингом и краудинвестингом» исключительно в рамках Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р). Стратегия называет высокотехнологические компании приоритетными бенефициарами альтернативного источника финансирования проектов».
По словам И. Скрипникова, обращение к мировому опыту показывает, что стремительный рост количества финансируемых через краудфандинг проектов, во многом связанный с бумом именно высокотехнологичных товаров и услуг, был поддержан на законодательном уровне в Европе и США и урегулирован соответствующим образом.
При этом использование подобных методов финансирования в инфраструктурной или производственной сферах является скорее исключением, чем правилом, уверяет эксперт. Это в том числе связано с тем, что на практике краудфандинг воспринимается в первую очередь как идеология. И лишь во вторую очередь – как механизм привлечения средств.
«Существующие проекты, к которым относятся тот же Locomore в Германии (пассажирские железнодорожные перевозки) и Elio Motors в США (трехколесный автомобиль), являются ярким примером, когда потребитель следует за предлагаемой производителем идеей («быстрое и дешевое передвижение»), а не демонстрирует непосредственную заинтересованность в появлении конкретной инфраструктуры или объекта», – добавляет И. Скрипников.
Информация о размерах средств, привлеченных в рамках краудфандинга (максимальный объем равен примерно 10 млрд руб.), позволяет прийти к выводу: этот метод вряд ли является альтернативным источником финансирования для капиталоемких проектов. Ведь значительная часть задач по модернизации как железнодорожной инфраструктуры, так и собственно подвижного состава оценивается в сотни млрд руб. А потому очевидно, что существующая и прогнозируемая потребность в финансировании отрасли даже в малой степени не может быть закрыта краудфандингом, резюмирует эксперт.
Кроме того, железнодорожная отрасль в России, по мнению специалиста, является крайне зарегулированной, монопольной деятельностью – как в части пассажирских перевозок, так и в части грузовых.
«Длящаяся несколько лет реформа железнодорожного транспорта пока не позволяет говорить о переходе к полноценной конкуренции при перевозках, – подытоживает И. Скрипников. – Существующее тарифное регулирование как ключевой элемент монопольного состояния рынка также является сдерживающим фактором, препятствующим привлечению средств из внебюджетных источников. Железнодорожная деятельность в России – это «традиционная вотчина» бюджетного финансирования с редкими вкраплениями частного капитала в форме кредитов или средств соответствующих корпораций».
Таким образом, в существующих экономических условиях в России привлечение средств граждан (а именно они являются «донорами» краудфандинговых проектов) в проекты строительства и эксплуатации железнодорожного транспорта представляется сомнительным.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Логистика на страже природы

Логистика на страже природы
21 ноября в Москве состоялся III Международный форум «Зеленая логистика: Идеи. Практика. Перспективы». Мероприятие традиционно собирает компании, для которых вопрос обеспечения экологической безопасности является одним из приоритетных. Деловая программа охватила широкий круг вопросов, связанных с внедрением технологий по защите окружающей среды в работе транспортного комплекса. Помимо этого, организатор форума, редакция журнала «РЖД-Партнер», вручил премии наиболее экологически ориентированным компаниям.
РЖД-Партнер

Конкурс студентов: с первым юбилеем!

Конкурс студентов: с первым юбилеем!
В 2017 году ежегодный конкурс студенческих работ журнала «РЖД-Партнер» отметил свой первый пятилетний юбилей. В соревновании, прошедшем при традиционной поддержке АО «Первая грузовая компания», оценивалось более чем 30 работ студентов и выпускников различных высших учебных заведений России. После многоступенчатого экспертного отбора 11 исследований вышли в финал, и затем четыре из них были признаны лучшими.
РЖД-Партнер

Автомобильный рынок хотят наполнить газом

Автомобильный рынок хотят наполнить газом
В рамках VII Петербургского международного газового форума участники рынка обсудили перспективы использования газомоторного топлива на транспорте.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions