+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.09.2018 12:00:00
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Китайский интернет-гигант Alibaba 19 лет спустя: история создания, успехи и миссия одной из крупнейших торговых площадок мира

На прошедшем во Владивостоке IV Восточном экономическом форуме Alibaba, Mail.ru, «Мегафон» и Российский фонд прямых инвестиций заключили соглашение о стратегическом партнерстве, в рамках которого будет создано крупнейшее совместное предприятие в области социальной коммерции в России и СНГ с целью интеграции ключевых потребительских интернет- и e-commerce-платформ. Официальное закрытие сделки намечено на I квартал следующего года.

История появления и миссия группы

Не найдя инвесторов в Кремниевой долине, Джек Ма вместе с группой из 17 непрофессионалов (друзей и знакомых) создает в 1999 году alibaba.com – сайт для малых и средних предпринимателей. К созданию компании Джек Ма привлек $60 тыс. Офис располагался в квартире начинающего предпринимателя.

Перспективным проект казался по трем причинам:

  • Китайские товары стоили дешевле американских;
  • Большинство малых и средних компаний в КНР тогда не могли иметь свой собственный сайт; 
  • Подобного проекта в Китае еще не было.

Очень быстро сервис становится популярным и привлекает участников со всего мира.

Уже в октябре 1999 года банк Goldman Sachs вкладывает $5 млн инвестиций, а японская телекоммуникационная медиакорпорация SoftBank – $20 млн.

В итоге почти за 20 лет из обычного сайта Alibaba Group превратилась в крупнейшую в мире компанию электронной коммерции. Сейчас ее основным видом деятельности являются торговые операции между компаниями по схеме B2B и розничная онлайн-торговля. Штаб-квартира расположена в китайском Ханчжоу.

Миссия Alibaba Group – упростить бизнес в любой сфере и точке, где бы то ни было: «Мы даем компаниям возможность трансформировать их методы продажи, торговли, ведения и улучшения их эффективности. Мы предоставляем технологическую инфраструктуру и широкий охват сети маркетинга, чтобы помочь продавцам, брендам и другим бизнесменам использовать возможности новых технологий и взаимодействовать с их пользователями и потребителями, сотрудничать более эффективно. История Alibaba Group будет длиться по меньшей мере 101 год», – говорится на официальном сайте компании.

В 2005 году компания Yahoo! приобрела 43% акций компании, но в 2012-м Alibaba Group закончила обратный выкуп 20% акций. Спустя год компания было привлекла $100 млн внешних инвестиций, но Джек Ма мечтал о более масштабном развитии. Осенью 2007-го  акции были размещены на Гонконгской фондовой бирже, но в 2012-м Alibaba исключила их из котировального списка.

В сентябре 2014 года продажа акций Alibaba на Нью-Йорской фондовой бирже принесла $25 млрд. По итогам этого года она оказалась на третьем месте в топ-10 самых дорогих интернет-компаний в мире. 

В январе 2018 года на фоне роста курса акций на Нью-Йорской фондовой бирже капитализация компании достигла $500 млрд. Благодаря этому Alibaba встала в один ряд с крупнейшими публичными высокотехнологичными компаниями мира, такими как Apple, Alphabet, Microsoft, Amazon.

Alibaba сегодня

Оборот группы Alibaba за прошлый финансовый год составил $768 млрд, а выручка – $40 млрд. Рыночная капитализация составила $420 млн.        

Штат компании состоит из более чем 66 тыс. сотрудников. В Alibaba нет строгой иерархии, а корпоративная культура основана как на восточных, так и на западных ценностях.

В структуру Alibaba Group входит несколько компаний. Группе принадлежит один из самых популярных интернет-сайтов в мире – AliExpress. Он начал свою работу в 2010 году и изначально был нацелен на бизнес-аудиторию, но затем переключился на потребительский рынок. Ключевыми международными рынками AliExpress сегодня являются российский, американский, испанский, бразильский, французский и английский. За прошлый год Ассоциация компаний интернет-торговли оценила оборот AliExpress в России примерно в 116 млрд руб.

В состав Alibaba Group также входит электронная платежная система Alipay, кинокомпания Alibaba Pictures Group, интернет-магазин Rural Taobao, сервисная компания PAL, онлайн-площадка для оптовой торговли 1688.com, сервис облачных вычислений для онлайн-бизнеса Juhuasuan, электронный сервис и поисковая система eTao, ориентированная на потребительский рынок, и сайт-база единого поиска товаров Yahoo China.

Весной прошлого года AliExpress запустил в России доставку за один день товаров, находящихся на складах на территории страны. Незадолго до этого AliExpress начал предоставлять жителям России возможность покупать товары в рассрочку или кредит.       

В январе текущего года Alibaba приобрела за $9,5 млрд китайский онлайн-сервис по доставке еды Ele.me. Десятью годами ранее он был основан двумя студентами Шанхайского университета транспорта Каном Цзя и Чжаном Сюйхао.

В апреле 2018 года компания заявила о готовящемся проекте по разработке беспилотных автомобилей, отвечающих четвертому уровню автономности движения (полностью автономное вождение).

В конце июня стало известно, что на площадке для продажи оригинальных товаров от официальных брендов – Tmall – в тестовом режиме заработает раздел с продуктами питания. При этом уточнялось, что основной площадкой для заграничных заказов останется AliExpress, а Tmall будет специализироваться на собственных продажах с товарами с российского склада от крупных производителей.

Направление по продаже продуктов питания Alibaba Group развивает с 2015 года, когда открыла сеть супермаркетов Hema в Китае. В начале января сайт Alizila.com сообщал о том, что Alibaba откроет до конца года еще 30 магазинов вдобавок к уже существующим 25. Оплата всех покупок осуществляются через Alipay. Но приобрести товар можно как в самом магазине, так и через приложение.

В конце августа этого года Alibaba сообщила о начале испытаний системы распознавания голоса на основе искусственного интеллекта. Новый сервис способен отслеживать и идентифицировать запрещенный контент, в том числе порнографического характера. Система, адаптированная для нескольких языков, функционирует как в онлайн-, так и в оффлайн-режиме.

История одного self-made man

Ма Юнь (настоящее имя Джека Ма) родился 10 сентября 1964 года в бедной семье музыкантов. Он вспоминает, что был тощим ребенком, но при этом часто ввязывался в драки. «Я не боялся противников, даже если они были больше меня», – рассказывает миллиардер в книге Лю Шина и Марты Эйвери «Алибаба».

После визита в КНР в 1972 году президента США Ричарда Никсона, КНР и в частности родной город Ма Ханчжоу становятся центром притяжения туристов из Европы и США. Ма Юнь начинает организовывать для них экскурсии в обмен на изучение английского языка. Именно один из иностранных туристов дал ему имя Джек. Так он и выучил язык, общаясь с иностранцами на протяжении 9 лет. 

После окончания Педагогического института Ма в течение нескольких лет проработал преподавателем английского языка за $12 в месяц.

В 1995 году произошло то, что изменило жизнь Джека Ма навсегда. В качестве переводчика китайской бизнес-делегации он был приглашен в США, где узнал о существовании интернета. Вернувшись, он занял у друзей $2 тыс. и основал свою компанию China Pages – аналог «Желтых страниц», своеобразный справочник китайских организаций. Несмотря на то, что в первое время дела шли сложно, предприимчивый китаец не унывал. Главной его целью было популяризировать интернет в родной стране. China Pages, правда, быстро закрылась, а Джеку Ма пришлось вернуться на госслужбу. В течение 4 лет он работал в Министерстве зарубежной торговли и экономического сотрудничества, до тех пор, пока случайно не встретился с основателем Yahoo! Джерри Янгом. После этого и началась история Alibaba.

Уже в 2005 году Джека Ма признали одним из 25 самых могущественных людей Азии по версии журнала Fortune. Первичное размещение акций Alibaba в 2014 году превратило его в самого богатого человека в Китае, а в минувшем году его состояние достигло $41,8 млрд, что сделало его богатейшим человеком Азии. В этом году в списке богатейших жителей Азии Джек Ма оказался на второй строчке, уступив индийскому миллиардеру Мукешу Амбани.

В 2013 году Джек Ма сложил с себя обязанности генерального директора группы компаний, но остался председателем совета директоров Alibaba Group.

В своем письме, опубликованном 9 сентября на сайте Alizila.com, миллиардер, обращаясь к потребителям и акционерам, отмечает, что устойчивая Alibaba должна строиться на рациональном управлении, философии, ориентированной на культуру, и постоянно развивающемся таланте. «Ни одна компания не может полагаться исключительно на ее создателей. По объективной ограниченности энергии, никто не может взвалить на себя вечные обязанности и председателя, и главного исполнительного директора», – объясняет Джек Ма решение о своем уходе.

«Мы задавали себя этот вопрос на протяжении 10 лет: как Alibaba достигнет устойчивого роста после ухода [Джека] Ма из компании? Мы верили, что единственный путь решить проблему преемственности корпоративного лидерства состоял в развитии системы управления, основанной на уникальной культуре и механизмах последовательного развития талантов и преемников». <…> Alibaba изумительна не из-за масштабов нашего бизнеса. Самое лучшее в Alibaba – это то, что мы объединились одной общей миссией и видением. Единственная вещь, которую я могу обещать каждому: Alibaba никогда не принадлежала только Джеку Ма, но Джек Ма вечно будет принадлежать Alibaba», – подытоживает он свое письмо.

Самые яркие высказывания Джека Ма по версии РЖД-Партнера:

  • Не волнуйтесь о будущем и не бойтесь технологий.
  • Если мы не будем двигаться быстро, у нас начнутся проблемы. Надо чинить крышу, пока она еще есть.
  • Нужно быть с правильными людьми, а не с лучшими.
  • Вы должны учиться у вашего конкурента, но никогда его не копировать. Скопировав, вы умрете.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions