+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.09.2018 12:00:00
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Китайский интернет-гигант Alibaba 19 лет спустя: история создания, успехи и миссия одной из крупнейших торговых площадок мира

На прошедшем во Владивостоке IV Восточном экономическом форуме Alibaba, Mail.ru, «Мегафон» и Российский фонд прямых инвестиций заключили соглашение о стратегическом партнерстве, в рамках которого будет создано крупнейшее совместное предприятие в области социальной коммерции в России и СНГ с целью интеграции ключевых потребительских интернет- и e-commerce-платформ. Официальное закрытие сделки намечено на I квартал следующего года.

История появления и миссия группы

Не найдя инвесторов в Кремниевой долине, Джек Ма вместе с группой из 17 непрофессионалов (друзей и знакомых) создает в 1999 году alibaba.com – сайт для малых и средних предпринимателей. К созданию компании Джек Ма привлек $60 тыс. Офис располагался в квартире начинающего предпринимателя.

Перспективным проект казался по трем причинам:

  • Китайские товары стоили дешевле американских;
  • Большинство малых и средних компаний в КНР тогда не могли иметь свой собственный сайт; 
  • Подобного проекта в Китае еще не было.

Очень быстро сервис становится популярным и привлекает участников со всего мира.

Уже в октябре 1999 года банк Goldman Sachs вкладывает $5 млн инвестиций, а японская телекоммуникационная медиакорпорация SoftBank – $20 млн.

В итоге почти за 20 лет из обычного сайта Alibaba Group превратилась в крупнейшую в мире компанию электронной коммерции. Сейчас ее основным видом деятельности являются торговые операции между компаниями по схеме B2B и розничная онлайн-торговля. Штаб-квартира расположена в китайском Ханчжоу.

Миссия Alibaba Group – упростить бизнес в любой сфере и точке, где бы то ни было: «Мы даем компаниям возможность трансформировать их методы продажи, торговли, ведения и улучшения их эффективности. Мы предоставляем технологическую инфраструктуру и широкий охват сети маркетинга, чтобы помочь продавцам, брендам и другим бизнесменам использовать возможности новых технологий и взаимодействовать с их пользователями и потребителями, сотрудничать более эффективно. История Alibaba Group будет длиться по меньшей мере 101 год», – говорится на официальном сайте компании.

В 2005 году компания Yahoo! приобрела 43% акций компании, но в 2012-м Alibaba Group закончила обратный выкуп 20% акций. Спустя год компания было привлекла $100 млн внешних инвестиций, но Джек Ма мечтал о более масштабном развитии. Осенью 2007-го  акции были размещены на Гонконгской фондовой бирже, но в 2012-м Alibaba исключила их из котировального списка.

В сентябре 2014 года продажа акций Alibaba на Нью-Йорской фондовой бирже принесла $25 млрд. По итогам этого года она оказалась на третьем месте в топ-10 самых дорогих интернет-компаний в мире. 

В январе 2018 года на фоне роста курса акций на Нью-Йорской фондовой бирже капитализация компании достигла $500 млрд. Благодаря этому Alibaba встала в один ряд с крупнейшими публичными высокотехнологичными компаниями мира, такими как Apple, Alphabet, Microsoft, Amazon.

Alibaba сегодня

Оборот группы Alibaba за прошлый финансовый год составил $768 млрд, а выручка – $40 млрд. Рыночная капитализация составила $420 млн.        

Штат компании состоит из более чем 66 тыс. сотрудников. В Alibaba нет строгой иерархии, а корпоративная культура основана как на восточных, так и на западных ценностях.

В структуру Alibaba Group входит несколько компаний. Группе принадлежит один из самых популярных интернет-сайтов в мире – AliExpress. Он начал свою работу в 2010 году и изначально был нацелен на бизнес-аудиторию, но затем переключился на потребительский рынок. Ключевыми международными рынками AliExpress сегодня являются российский, американский, испанский, бразильский, французский и английский. За прошлый год Ассоциация компаний интернет-торговли оценила оборот AliExpress в России примерно в 116 млрд руб.

В состав Alibaba Group также входит электронная платежная система Alipay, кинокомпания Alibaba Pictures Group, интернет-магазин Rural Taobao, сервисная компания PAL, онлайн-площадка для оптовой торговли 1688.com, сервис облачных вычислений для онлайн-бизнеса Juhuasuan, электронный сервис и поисковая система eTao, ориентированная на потребительский рынок, и сайт-база единого поиска товаров Yahoo China.

Весной прошлого года AliExpress запустил в России доставку за один день товаров, находящихся на складах на территории страны. Незадолго до этого AliExpress начал предоставлять жителям России возможность покупать товары в рассрочку или кредит.       

В январе текущего года Alibaba приобрела за $9,5 млрд китайский онлайн-сервис по доставке еды Ele.me. Десятью годами ранее он был основан двумя студентами Шанхайского университета транспорта Каном Цзя и Чжаном Сюйхао.

В апреле 2018 года компания заявила о готовящемся проекте по разработке беспилотных автомобилей, отвечающих четвертому уровню автономности движения (полностью автономное вождение).

В конце июня стало известно, что на площадке для продажи оригинальных товаров от официальных брендов – Tmall – в тестовом режиме заработает раздел с продуктами питания. При этом уточнялось, что основной площадкой для заграничных заказов останется AliExpress, а Tmall будет специализироваться на собственных продажах с товарами с российского склада от крупных производителей.

Направление по продаже продуктов питания Alibaba Group развивает с 2015 года, когда открыла сеть супермаркетов Hema в Китае. В начале января сайт Alizila.com сообщал о том, что Alibaba откроет до конца года еще 30 магазинов вдобавок к уже существующим 25. Оплата всех покупок осуществляются через Alipay. Но приобрести товар можно как в самом магазине, так и через приложение.

В конце августа этого года Alibaba сообщила о начале испытаний системы распознавания голоса на основе искусственного интеллекта. Новый сервис способен отслеживать и идентифицировать запрещенный контент, в том числе порнографического характера. Система, адаптированная для нескольких языков, функционирует как в онлайн-, так и в оффлайн-режиме.

История одного self-made man

Ма Юнь (настоящее имя Джека Ма) родился 10 сентября 1964 года в бедной семье музыкантов. Он вспоминает, что был тощим ребенком, но при этом часто ввязывался в драки. «Я не боялся противников, даже если они были больше меня», – рассказывает миллиардер в книге Лю Шина и Марты Эйвери «Алибаба».

После визита в КНР в 1972 году президента США Ричарда Никсона, КНР и в частности родной город Ма Ханчжоу становятся центром притяжения туристов из Европы и США. Ма Юнь начинает организовывать для них экскурсии в обмен на изучение английского языка. Именно один из иностранных туристов дал ему имя Джек. Так он и выучил язык, общаясь с иностранцами на протяжении 9 лет. 

После окончания Педагогического института Ма в течение нескольких лет проработал преподавателем английского языка за $12 в месяц.

В 1995 году произошло то, что изменило жизнь Джека Ма навсегда. В качестве переводчика китайской бизнес-делегации он был приглашен в США, где узнал о существовании интернета. Вернувшись, он занял у друзей $2 тыс. и основал свою компанию China Pages – аналог «Желтых страниц», своеобразный справочник китайских организаций. Несмотря на то, что в первое время дела шли сложно, предприимчивый китаец не унывал. Главной его целью было популяризировать интернет в родной стране. China Pages, правда, быстро закрылась, а Джеку Ма пришлось вернуться на госслужбу. В течение 4 лет он работал в Министерстве зарубежной торговли и экономического сотрудничества, до тех пор, пока случайно не встретился с основателем Yahoo! Джерри Янгом. После этого и началась история Alibaba.

Уже в 2005 году Джека Ма признали одним из 25 самых могущественных людей Азии по версии журнала Fortune. Первичное размещение акций Alibaba в 2014 году превратило его в самого богатого человека в Китае, а в минувшем году его состояние достигло $41,8 млрд, что сделало его богатейшим человеком Азии. В этом году в списке богатейших жителей Азии Джек Ма оказался на второй строчке, уступив индийскому миллиардеру Мукешу Амбани.

В 2013 году Джек Ма сложил с себя обязанности генерального директора группы компаний, но остался председателем совета директоров Alibaba Group.

В своем письме, опубликованном 9 сентября на сайте Alizila.com, миллиардер, обращаясь к потребителям и акционерам, отмечает, что устойчивая Alibaba должна строиться на рациональном управлении, философии, ориентированной на культуру, и постоянно развивающемся таланте. «Ни одна компания не может полагаться исключительно на ее создателей. По объективной ограниченности энергии, никто не может взвалить на себя вечные обязанности и председателя, и главного исполнительного директора», – объясняет Джек Ма решение о своем уходе.

«Мы задавали себя этот вопрос на протяжении 10 лет: как Alibaba достигнет устойчивого роста после ухода [Джека] Ма из компании? Мы верили, что единственный путь решить проблему преемственности корпоративного лидерства состоял в развитии системы управления, основанной на уникальной культуре и механизмах последовательного развития талантов и преемников». <…> Alibaba изумительна не из-за масштабов нашего бизнеса. Самое лучшее в Alibaba – это то, что мы объединились одной общей миссией и видением. Единственная вещь, которую я могу обещать каждому: Alibaba никогда не принадлежала только Джеку Ма, но Джек Ма вечно будет принадлежать Alibaba», – подытоживает он свое письмо.

Самые яркие высказывания Джека Ма по версии РЖД-Партнера:

  • Не волнуйтесь о будущем и не бойтесь технологий.
  • Если мы не будем двигаться быстро, у нас начнутся проблемы. Надо чинить крышу, пока она еще есть.
  • Нужно быть с правильными людьми, а не с лучшими.
  • Вы должны учиться у вашего конкурента, но никогда его не копировать. Скопировав, вы умрете.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions