+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.01.2017 14:00:00
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Как сэкономить на госзакупках?

Из-за отсутствия системы учета трудозатрат госслужащих бюджет страны теряет до 1,5 млрд руб. в год на закупках услуг по грузовым автоперевозкам, подсчитали аналитики логистической компании Traft.
Взять расходы под контроль

В России до сих пор нет жесткой методики расчета реальных трудозатрат для государственного сектора. Это провоцирует коррупцию при проведении закупок на услуги грузоперевозчиков, уверены авторы исследования, проведенного логистической компанией Traft путем опроса 30 руководителей логистических департаментов в госкомпаниях и компаниях с государственным участием в 11 субъектах РФ. По их оценкам, потери усугубляются еще и действиями самих водителей, которые при отсутствии у работодателя специального программного обеспечения для трекинга грузов систематически приписывают себе дополнительные часы затрат.

Трудозатраты госслужащих на совершение различных процедур в госпроектах составляют значительную часть транзакционных расходов. И эти бюджетные статьи практически лишены реального мониторинга по утвержденной методике, что приводит к неэффективному бюджетированию при проведении закупок и финансовым потерям госсектора, говорится в исследовании.

«В системе бюджетного мониторинга, к примеру, до сих пор не введена грамотная процедура расчета стоимости простоя автотранспорта или хоть какая-то понятная модель оценки рисков финансовых издержек при рассинхронизации поставок. Поэтому часть бюджетных средств, выделяемых на госпроекты, может прикрываться неправильно обсчитываемыми трудозатратами», – отмечает коммерческий директор Traft Андрей Савин.

По мнению экспертов рынка закупок, масштаб проблемы действительно серьезный. По информации Ассоциации директоров по закупкам (АДПЗ), в 2015 году потери государства от закупок по завышенным ценам составили 247,3 млрд руб. В ассоциации уверены, что не менее 11% этих потерь (27,3 млрд руб.) приходится именно на некорректную методику расчета трудозатрат госслужащих, задействованных в госпроектах. В стоимость лотов изначально закладывается дополнительный денежный люфт, который официально проходит по статье человеческих трудозатрат на стороне клиента, однако впоследствии этот финансовый объем никак не контролируется и не оценивается на предмет эффективности расходования – погрешность этого параметра от фактических трудозатрат может исчисляться десятками процентов.

В свою очередь, на сегмент госзаказа в сфере грузоперевозок, по мнению Traft, приходится не менее 5% всех бюджетных потерь, вызванных некорректной методикой расчета трудозатрат. «Речь идет о сумме 1,5 млрд руб. ежегодно, – говорит А. Савин. – Для оценки точной цифры учитывается весь объем грузоперевозок, включая межгородские и региональные, доставку материалов на государственные стройки и услуги грузчиков для осуществления локальных муниципальных заказов».

Особенно сильно проблема проявляется у крупных федеральных проектов. Наибольший уровень завышения закупочных цен, по информации АДПЗ, имеет именно федеральный сегмент – порядка 8,4%. Для сравнения: уровень завышения в региональном сегменте оценивается в 4,1%, в муниципальном – 4,2%.

Добросовестным – преференции

В последний раз вопрос о неэффективной оценке трудозатрат госслужащих поднимался на правительственном уровне в 2010 году, когда в ходе обсуждения очередной программы по секвестированию госслужащих и повышению эффективности работы чиновничьего аппарата администрация президента Медведева вместе с группой кремлевских экспертов выяснила, что адекватная методика оценки трудозатрат в госсекторе попросту отсутствует.

В компании Traft по результатам исследования считают, что решить вопрос нецелевого расходования бюджетных средств следует в два этапа. На первом необходимо обязать транспортные компании, рассчитывающие принять участие в логистических тендерах для государственных заказчиков, иметь предустановленное ПО, позволяющее в режиме реального времени производить трекинг грузоперевозок и, следовательно, не допускающее манипуляций с расчетом трудозатрат как водителей перевозчика, так и принимающей стороны в лице госзаказчика. А на втором этапе – предоставить реально ощутимую преференцию тем компаниям, которые установили указанное ПО.

Механика реализации данных преференций, по мнению специалистов Traft, может быть полностью скопирована с методики поощрения российских компаний в рамках реализуемой программы импортозамещения. То есть преференции могут заключаться в приоритетном выборе устроителем тендера тех компаний, у которых стоит соответствующее ПО, к тому же российского производства. Сейчас для департамента развития высоких технологий Минсвязи России готовится пакет рекомендаций и предложений по реализации подобной программы.

В частном секторе существуют достаточно показательные и эффективные методики расчета трудозатрат, необходимых для предприятия, исходя из инфраструктуры, корпоративных ресурсов и самих создаваемых и продаваемых продуктов. Например, в IT-секторе, по словам исполнительного директора Traft Артура Мурадяна, оценка трудозатрат часто происходит по количеству строчек программного кода – методика максимально прозрачна и тесно связана с выполняемыми работами каждого задействованного исполнителя.

Но аналогичные инструменты нельзя переложить на госсектор. Просчитать, сколько чиновников нужно для выполнения той или иной функции, не всегда возможно, так как зона реального приложения усилий у них сильно размыта. «Нужно вводить дополнительные специализированные параметры и метрики. В сфере логистики и в государственных проектах на грузоперевозки компании-исполнители должны в обязательном порядке устанавливать себе интеллектуальные транспортные системы – специальное ПО, которое не только автоматизирует работу со всеми документами, но и позволяет настроить гибкий трекинг груза на всех участках цепочки поставок», – отмечает А. Мурадян.

Качественная SRM-система поможет систематизировать, сократить и упростить лишние и дублирующие административные процессы, а также унифицировать все возможные документы и итерации в каждом отдельно взятом департаменте или отделе госструктуры, которая заказывает у коммерческой компании услуги по перевозке. Кроме того, уже функционирующие в госорганах IT-системы управления трудовыми ресурсами (HRM) следует адаптировать, дополнив модулями для анализа показателей по отдельным проектам и блокам операций (например, конкретно по логистике). Современная SRM-система для логистов должна иметь возможность синхронизации с другим корпоративным ПО, считают в Traft.

Таким образом, в компании пришли к выводу, что именно внедрение специального ПО для логистов сможет снизить бюджетные потери при закупках. Причем не только для государственных заказчиков, торгующихся по 94-ФЗ, но и для коммерческих заказчиков, действующих в рамках 223-ФЗ.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions