+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.03.2018 11:52:43
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Форум Стратегическое партнерство 1520: Центральная Европа

20–22 февраля 2018 года в Вене состоялся международный железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнерство 1520: Центральная Европа», в котором приняли участие 415 делегатов из 29 стран, а также из международных организаций: Комитета ОСЖД, КСТП, FERRMED и др. Организатором форума выступила компания «Бизнес Диалог» при поддержке Министерства транспорта, инноваций и технологий Австрийской Республики, Министерства транспорта РФ, ÖBB Holding AG, ОАО «Российские железные дороги», АО «ОТЛК» и ПАО «ТрансКонтейнер» (присоединенных предприятий ОСЖД), а также банка ВТБ.
Повышенное внимание средств массовой информации и общественности к данному мероприятию привлек тот факт, что данный форум проводился в Австрии впервые и что среди участников были руководители железнодорожно-транспортной отрасли самого высокого ранга. В форуме приняли участие министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов, министр транспорта, инноваций и технологий Австрийской Республики Норберт Хофер, заместитель министра транспорта, инноваций и технологий Австрийской Республики Герхард Гюртлих, генеральный директор – председатель правления ОАО «Российские железные дороги Олег Белозёров, генеральный директор ÖBB-Holding AG Андреас Маттэ, председатель ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавид Гурбанов, начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов, генеральный директор и председатель совета директоров АО «Грузинская железная дорога» Давид Перадзе, генеральный директор АО «Литовские железные дорога» Мантас Бартушка, председатель правления и генеральный директор «ЗССК Карго» Мартин Возар, генеральный директор АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК, наблюдатель ОСЖД) Петр Иванов и многие другие руководители железнодорожных транспортных компаний, международных организаций, банковских учреждений и т. д.
Ожидания многочисленных журналистов из различных стран остались оправданными – в выступлениях и презентациях 57 спикеров прозвучало много конкретной информации, относящейся к развитию международного железнодорожного сообщения между Китаем и странами Европы, к вопросам продления колеи 1520 мм из Кошице до Братиславы и Вены, к реализации инициативы «Новый шелковый путь» и «Один пояс – один путь» и многим другим. Кульминацией форума стало подписание руководителями Российских и Австрийских железных дорог в присутствии министра транспорта России дополнения к соглашению о сотрудничестве между ОАО «РЖД» и АО «Австрийские федеральные железные дороги» (ОеББ). Документ актуализировал соглашение о сотрудничестве от 19 мая 2011 года.

Помимо этого были подписаны:

– Меморандум о сотрудничестве по проработке возможности владения акциями совместного предприятия подписали ПАО «ТрансКонтейнер» и Rail Cargo Austria AG.
– Соглашение между Rail Cargo Austria AG и АО «ОТЛК» о сотрудничестве в области развития контейнерного транзита Китай – Европа (совместная инициатива направлена на формирование транспортной услуги нового качества на евразийском железнодорожном пространстве, а ключевым обеспечивающим условием является формирование устойчивой технологической, информационной и сервисной платформы взаимодействия всех участников в целях переключения грузопотоков в сообщении Китай – ЕС на железнодорожный транспорт);
– Меморандум о взаимопонимании о создании совместного транспортного продукта в рамках реализации проекта мультимодальных перевозок в сообщении Китай – Европа между АО «ОТЛК», Калининградской железной дорогой и ОАО «Калининградский морской торговый порт»;
– Меморандум о взаимопонимании о создании совместного транспортного продукта в рамках реализации проекта мультимодальных перевозок в сообщении Китай – Европа между АО «ОТЛК», Калининградской железной дорогой и ООО «Балтийская стивидорная компания».

Большое значение имела также встреча М. Соколова с Н. Хофером, состоявшаяся 21 февраля, на которой обсуждались вопросы развития сотрудничества в области транспорта между двумя странами, а также перспективы строительства железнодорожной колеи с шириной 1520 мм до Вены, запланированной к вводу в эксплуатацию к 2033 году. Н. Хофер, в частности, отметил, что завершение строительства линии ожидается в 2033-м. «Мы сначала делаем проектирование, потом приходим к выводу, что это не плохо для экологии. Я надеюсь, что через несколько лет этот процесс будет завершен. Мы хотим в 2033 году ввести эту железную дорогу в эксплуатацию».

«Идея о продолжении колеи 1520 до центра Европы представляется не просто разумной, а объективно необходимой в конкурентной борьбе с другими видами транспорта», – отметил в своем выступлении на церемонии открытия форума М. Соколов. «Общая заинтересованность и стремление к партнерству убеждают в важности поднимаемых на форуме вопросов, эффективное решение которых гарантирует устойчивое и сбалансированное развитие экономики наших стран».

Финансовые вопросы строительства линии с шириной колеи 1520 мм, включая участие Австрии и России, пока остаются открытыми. Однако для Австрии этот проект окупится несколько раз, отметил сказал Н. Хофер журналистам. Его российский коллега М. Соколов и глава российской железной дороги О. Белозёров подчеркнули стратегическое значение железнодорожного коридора. Он убежден, что международно известные инвесторы и фонды будут софинансироваться. «Мировые банки и пенсионные фонды, безусловно, будут представлять большой интерес», – сказал он. Доходность проекта подтверждает, что Россия подтвердила. Считается, что также будет оказана поддержка со стороны азиатских инвесторов.

В обеих странах возлагаются большие надежды на реализацию данного проекта. Новое правительство Австрии рассматривает широкую колею как одну из транспортных нитей инициативы Нового шелкового пути, которая должна связать железнодорожные сети для ускорения грузовых железнодорожных перевозок с Китаем и которая также является частью новой австрийской правительственной программы.
Выступая на церемонии открытия форума, М. Соколов назвал одним из ключевых вызовов времени развитие инфраструктуры до уровня, когда транспортная коммуникация на евразийском пространстве будет осуществляться без барьеров и технологических ограничений, а срок доставки груза из Азии в Европу по железной дороге будет составлять несколько дней.
«Безусловно, железная дорога сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны всех видов транспорта – морского, автомобильного и авиационного, – сказал министр. – Полагаю, что одной из целей настоящего форума должна стать выработка согласованного стратегического видения реализации конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта по сравнению с альтернативными видами перевозки». «Доставка грузов в евроазиатском сообщении по железной дороге является наиболее оптимальной: у морского транспорта она выигрывает в скорости и отсутствии сезонных и погодных ограничений, у авиаперевозчиков – в цене и грузоподъемности».
Это подтверждается тем, что сегодня транзитный сервис по железной дороге пользуется высоким спросом среди грузоотправителей в Европе и Азии. Например, отмечается прирост транзитных контейнерных перевозок через территорию России в 2016–2017 гг. на 60% – до 415 тыс. ДФЭ. Такая динамика обеспечена преимущественно за счет роста контейнерных перевозок в направлении с Востока на Запад – за последние 5 лет их объем увеличился в 13 раз.
Основываясь на оценке перспектив развития взаимной торговли между странами Европы и Азии, М. Соколов назвал абсолютно реальной возможность достижения в ближайшие несколько лет объема железнодорожного транзита в 1 млн ДФЭ.

Решению этой задачи будет способствовать развитие международных транспортных коридоров, создание новых эффективных маршрутов доставки грузов, работа по модернизации железнодорожных пограничных переходов и повышению их пропускной способности.

Ключевыми аспектами в развитии транспортных систем в мире министр транспорта назвал повышение скоростей и широкое применение инновационных технологий. На сегодняшний день оптимизация условий перевозок позволила обеспечить среднюю скорость доставки грузов на маршруте Азия – Европа через территорию России на уровне 1 тыс. км в сутки с перспективой дальнейшего роста. Однако в нынешних реалиях и этих скоростей для эффективной конкуренции может быть недостаточно. Сегодня в сообщении Европа – Азия авиация в тоннах перевозит больше высокодоходных грузов, чем железные дороги, при пятикратно большем тарифе.
«Мы ожидаем от железнодорожников прорывных решений в области логистического бизнеса, включая перевозку грузов из Китая в Европу с использованием высокоскоростных магистралей. Продвижение проекта создания высокоскоростного грузопассажирского железнодорожного коридора «Евразия» отвечает широкому спектру государственных задач».
Наряду с развитием транзитного потенциала Евразийского экономического союза обеспечивается сбалансированное социально-экономическое развитие на всем евразийском пространстве. Реализация проекта сомкнет контуры транспортных систем стран Азии, России и Европейского союза и сформирует крупнейшую международную сеть ВСМ протяженностью более 50 тыс. км. Это позволит коренным образом изменить структуру трансконтинентальных перевозок и повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта.
В результате доставка груза из Китая в Европу может составить порядка 3 суток. Сейчас на это уходит 12–14 дней по суше, а по морю – более 35 дней. Транзит грузов из Китая в Европу, по предварительным оценкам, может быть увеличен в 5 раз.

Особого внимания заслуживает проект строительства железнодорожной линии с шириной колеи 1520 мм до Братиславы и Вены. За счет исключения необходимости перевалки грузов на станциях стыкования российской и европейской колеи будет повышена конкурентоспособность логистических решений по доставке грузов между странами АТР и Центральной Европы. Перспективный объем перевозок по новому коридору, согласно результатам предварительного ТЭО, должен составить от 16 до 24 млн т в год в зависимости от сценария.

Наряду с технологической гармонизацией важной составляющей проекта М. Соколов назвал формирование бесшовной – облегченной – процедуры пересечения границ государств, через территории которых будет проходить новый коридор. Как известно, даже небольшие задержки в пути следования способны нивелировать технологический эффект проекта и осложнить ситуацию для грузоотправителя.
Ориентируясь на нынешние тренды в области развития глобальной экономики и торговли, министр обратил внимание участников форума на тот факт, что объем евроазиатского транзита в любом случае будет увеличиваться. Вопрос заключается лишь в том, какое место в этом весьма перспективном сегменте логистического бизнеса займет железная дорога.
В центре внимания пленарной дискуссии «Коридор «Евразия» и Новый шелковый путь. Навстречу друг другу», которая началась вслед за церемонией открытия, были возможности повышения скорости и качества железнодорожного транзитного сообщения на маршруте Восток – Запад, пути обеспечения сопряжения национальных проектов и инициатив, что железнодорожники готовы предложить для удовлетворения растущего спроса на грузовые перевозки, а также пути привлечения новых объемов грузов на маршруте Восток – Запад.

Открывая пленарную дискуссию, О. Белозёров отметил, что реализация глобальных логистических проектов является залогом успешного развития экономики,. «Крайне важной является инициатива по созданию Нового шелкового пути – коридора для поставок товаров из Азии в ЕС. География этой инициативы впечатляет: почти 70% населения планеты находится в зоне тяготения реализации этого проекта, это порядка 60% мирового валового продукта», – подчеркнул он.
По словам А. Маттэ, проект строительства широкой колеи до Братиславы и Вены поддерживается правительством Австрийской Республики. «Проект «Широкая колея» чрезвычайно важен для Австрии. Проект лично поддерживает министр транспорта, инноваций и технологий Австрии Н. Хофер. Если этот проект будет реализован, то он обеспечит рабочими местами четыре будущих поколения», – заметил А. Маттэ.

По мнению глава департамента по железнодорожной безопасности и интероперабельности Европейской комиссии Кеира Фитча, технические стандарты не могут стать препятствием для реализации проекта по продлению Транссибирской магистрали с широкой колеей из Словакии до Австрии. «Технические стандарты не могут быть барьерами, потому что в странах Балтии уже есть этот стандарт с широкой колеей», – сказал К. Фитч.
Начальник Белорусской железной дороги остановился на вопросах развития международных железнодорожных перевозок между Европой и Азией, проходящих транзитом через Республику Беларусь.
В выступлении Александра Мишарина, первого заместителя генерального директора ОАО «Российские железные дороги», генерального директора АО «Скоростные магистрали» было отмечено, что экология железнодорожных перевозок позволяет создать качественно новую среду, свободную от вредных выбросов и негативного влияния. «Скорость доставки – это наше преимущество. На него накладывается эффективность, себестоимость, безопасность, социальная значимость, важнейшие экологические вопросы, и в этом и есть конкурентоспособность железнодорожного транспорта», – подчеркнул он. Укрепление делового сотрудничества с Австрийскими железными дорогами также позволяет уверенно смотреть в будущее. «Мы еще раз укрепили наше сотрудничество, мы ближе узнали друг друга и наметили наши новые цели и задачи», – отметил А. Мишарин.
В презентации заместителя председателя ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Игбала Гусейнова было отмечено большое значение форума для расширения стратегического партнерства. По его словам, расположенный на стыке Европы и Азии Азербайджан активно участвует в претворении в жизнь международных проектов по развитию транспортных коридоров Север – Юг, Юг – Запад и Восток – Запад. Главными событиями в реализации данной задачи стало открытие в октябре 2017 года железнодорожной линии Баку – Тбилиси – Карс, а также завершение строительства железной дороги Астара (Азербайджан) – Астара (Иран), официальное открытие которой с участием президентов двух стран намечено на май 2018 года.

В ходе сессии «Евроазиатская логистика. Монетизация расстояний» вице-президент по развитию АО «НК «ҚТЖ» Максат Кабашев проинформировал о приоритетных направлениях развития транспортно-логистического комплекса Казахстана и рассказал о мерах по развитию мультимодальной логистики грузовых перевозок, реализации проекта «Цифровая железная дорога», обеспечению безбарьерной транспортной среды.
Базовой точкой в формировании трансконтинентального сервиса через территорию Казахстана являются логистические активы в порту Ляньюньган. Налажен регулярный сервис в поездах по направлению из/в Казахстан через Сухой порт в СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» на казахстанско-китайской границе, являющийся консолидирующем и дистрибуционным пунктом для транзитных грузопотоков, следующих через Казахстан, в том числе в направлении Европы.
Дополнительным импульсом для роста перевозок в сообщении Восток – Запад является вхождение в 2017 году международной шиппинговой компанией COSCO и порта Ляньньган в капитал сухого порта на территории СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Данное стратегическое партнерство является катализатором увеличения объемов перевозок, привлечения новых клиентов и инвестиций.
«Для развития коридора Восток – Запад мы ставим задачу довести скорость транзитных контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа до уровня не менее 1150 км/сутки, совершенствовать процессы и минимизировать время обработки контейнеров на станциях Достык и Алтынколь», – подчеркнул М. Кабашев.

Вице-президент по развитию АО «НК «ҚТЖ» отметил, что для дальнейшего наращивания объемов транзитных перевозок в сообщении Восток – Запад в условиях высокой конкуренции с морским транспортом и повышения требований клиентов к уровню сервиса необходимо активизировать совместную работу по ряду направлений. В частности, необходимо обеспечить увеличение скорости прохождения поезда на всем маршруте от пункта отправления до пункта назначения не менее 1,2 тыс. км в сутки и более, повысить эффективность использования фитинговых платформ и контейнеров, увеличить пропускную способность пограничных переходов на границе с Европой, наращивать объёмы обратной загрузки в направлении Европа – Китай, а также развивать перевозку грузов с использованием безбумажных технологий.
Отдельные сессии форума были посвящены проблематике международной логистики, финансированию и строительству железнодорожной инфраструктуры, улучшению технологической интероперабельности 1520 и 1435.
Деловую программу второго дня международного железнодорожного бизнес-форума открыла сессия «Интероперабельность 1520 и 1435. Как стереть границы», где участники обсудили факторы, обеспечивающие наращивание объемов и рост эффективности железнодорожных перевозок, а также технологии, определяющие вектор развития отрасли.

По мнению модератора дискуссии генерального секретаря КСТП Геннадия Бессонова, на данный момент не существует налаженных технологий взаимодействия, которые бы позволили резко увеличить объем перевозок. «При возможности и желании развиваться мы должны быть впереди на несколько лет того состояния экономики, которое есть на данный момент».
В своей презентации в ходе сессии секретарь Комитета ОСЖД Аттила Кишш рассказал о крупномасштабной деятельности, проводимой Организацией сотрудничества железных дорог по расширению и улучшению международных железнодорожных перевозок между Азией и Европой, включая работу по созданию Конвенции о прямом международном железнодорожном сообщении, по совершенствованию транспортного права и унифицированной накладной ЦИМ/СМГС, по совершенствованию 13 железнодорожных транспортных коридоров ОСЖД, по развитию пассажирских и грузовых перевозок, по внедрению новых цифровых технологий на железных дорогах, по совершенствованию тарифов и улучшению финансово-расчётной системы и др.

Говоря о возможностях Литовских железных дороги, М. Бартушка отметил необходимость использования незадействованных мощностей и развития инфраструктуры. «Электронная коммерция и новые IT-технологии меняют индустрию. Железным дорогам необходимо адаптироваться к этому тренду и предоставлять транспортные услуги быстрее и более эффективно. Ресурсов достаточно, нам только нужно их соответствующим образом задействовать», – сказал М. Бартушка.
Ключевой темой сессии «Дорога развития. Социально-экономические эффекты» стала роль железных дорог в контексте европейской и глобальной экономики. В рамках дискуссии эксперты также обсудили технологии и практики, снижающие негативное воздействие на окружающую среду.

А. Мишарин сообщил, что сегодня железные дороги могут предложить высокоскоростное движение не только для пассажирских, но и для грузовых перевозок. Говоря о проекте широкой колеи Братислава – Вена, он отметил: «Это единая технология, которая позволит нам не только укрепить транспортную систему, но и создать новые рабочие места, улучшить экологию, внедрить инновационные продукты и помочь создать единое евразийское пространство».
По мнению Кристиана Хелменштайна, главного экономиста Федерации Австрийской промышленности, железные дороги сегодня дают толчок в сфере цифровизации и применении новых технологий. «Высокий уровень дохода, который мы получаем сегодня, является результатом доступности железнодорожной инфраструктуры. Но необходимо принять во внимание, что чем выше экономический рост, тем больше железнодорожных путей нам нужно».
Подводя итоги форума, пресс-секретарь правления Rail Cargo Austria AG Клеменс Форст отметил, что экономический пояс «Шелковый путь» и продление широкой колеи Кошице – Вена нельзя рассматривать как два отдельных проекта. «Это общий проект, который касается активизации железнодорожных перевозок в Евразии», – заявил он, добавив, что Rail Cargo Austria AG приветствуют расширение инфраструктуры и готовы и взять на себя активную роль в продвижении этого проекта.

«Стратегическое партнерство 1520» – международный бизнес-форум, призванный наладить обмен мнениями и скоординировать усилия участников транспортного рынка Евразии по формированию целостной инфраструктуры международных транспортных коридоров, созданию максимально комфортной среды для перемещения пассажиров и грузов.

Секретарь Комитета ОСЖД Аттила Кишш

Главный редактор журнала «Бюллетень ОСЖД» Сергей Кабенков
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions