+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.09.2016 14:52:00
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Четвертая промышленная революция: как успеть на поезд в будущее?

Одна из главных тем как предстоящей выставки InnoTrans 2016, так и прошедшего в июне текущего года ПМЭФ – четвертая промышленная революция. Эксперты констатируют: по мере ее развития технологические инновации сформируют прорыв в сфере производства товаров и услуг, в результате чего стоимость коммуникаций, в том числе транспортных, упадет, а производительность труда и эффективность глобальной логистики, напротив, повысятся. Рост мировой экономики в таких условиях неизбежен, но вопрос о том, удастся ли России вписаться в этот тренд, пока остается открытым.

Четыре революционные ситуации

Начало первой промышленной революции, обеспечившей переход от ручного труда к машинному, принято связывать с изобретением парового двигателя в
XVII веке, хотя продолжалась она вплоть до конца XIX века. Вторая промышленная революция стартовала в XX веке вмес¬те с электрификацией и организацией конвейерных производств. В начале XXI века в мире заговорили о третьей промышленной революции, базирующейся на отказе от полезных ископаемых в пользу возобновляемых источников энергии, а также о повсеместном внедрении компьютеров, автоматизации и переходе к цифровому аддитивному производству. Однако несмотря на то, что третья волна еще не успела распространиться по всему миру, назрели новые концепции, такие как «Индустрия 4.0», «Индустриальный интернет», «Интернет вещей» и др. Их двигателем должна стать усиленная интеграция киберфизических систем (CPS) в промышленность и повседневную жизнь. Производственные мощности с их помощью будут не только управлять выпуском товаров и услуг, но и при необходимости адаптироваться к рынку, причем без участия человека.
Новые концепции приведут к объединению в одну сеть станков, сборочных линий и целых заводов, а также предметов труда и их потребителей. Характерный пример – автомобиль Tesla, который в буквальном смысле умнеет в ходе эксплуатации, получая обновления через интернет и обмениваясь информацией со смартфоном пользователя, адаптируясь к маршрутам, рассчитывая время выезда в зависимости от планов хозяина и места следующей встречи. Есть и другие приметы перехода к четвертой промышленной. Например, уже сейчас на некоторых предприятиях используются радиочастотные RFID-метки, которые передают необходимую информацию о деталях и узлах сборочному роботу.
«Индустрия 4.0» – это национальный немецкий проект. По данным консалтинговой фирмы Strategy& (подразделение PwC), Германия вплоть до 2020 года намерена ежегодно инвестировать €40 млрд в промышленную интернет-инфраструктуру. Это значительный кусок европейских инвестиций в четвертую промышленную революцию, которые, как ожидается, составят €140 млрд в год. Помимо Германии, по пути четвертой промышленной идут и многие другие страны. Так, в США в 2014 году создан некоммерческий консорциум Industrial Internet, которым руководят лидеры промышленности вроде General Electric, AT&T, IBM и Intel.

Не только плюсы

Эксперты отмечают, что «Индустрия 4.0», помимо очевидных плюсов, чревата и рядом рисков – технических и социальных. Масштабная кооперация производств требует того, чтобы все машины мгновенно понимали друг друга. Если это правило не будет соблюдаться, то, например, невозможность распознать запрограммированный на неподходящей частоте RFID-чип может превратить производственный процесс в хаос. Таким образом, определение общих платформ и языков для общения машин остается одной из основных задач в распространении киберфизических систем. При этом чрезмерная однородность тоже может быть опасной, так как большие массивы данных, необходимых «Индустрии 4.0», собираются лишь четырьмя крупными фирмами в Кремниевой долине (США).
Другая серьезная проблема связана с кибербезопасностью, так как интеграция физических систем с интернетом снижает устойчивость к хакерским атакам. Не исключено, что с развитием «Индустрии 4.0» появится возможность удаленно вмешиваться в рабочий протокол производств, манипулировать им или даже парализовать процесс.
По мнению президента ООО «Когнитивные технологии» Ольги Усковой, уже в течение следующих 10 лет может произойти практически полный перевод транспортных средств, используемых в разных секторах экономики (промышленности, сельском хозяйстве, грузо-перевозках), на беспилотное автономное вождение. «Все крупные автомобильные компании уже объявили о своих планах по переходу на беспилотники, – поясняет О. Ускова. – Мы оцениваем ежегодный рост этого рынка как минимум в 28%. Идет повальная интеллектуализация перевозок, которая может сравниться с заменой лошадей автомобилями, но теперь это будет переход от управляемой человеком машины к роботу».
Очевидно, что подобные перемены влекут за собой целый спектр серьезных изменений, куда войдут корректировка правил дорожного движения, боязнь роботов, опасность террористических угроз в случае их применения в качестве оружия и пр.

Готова ли Россия?

Пока Россия остается на периферии четвертой промышленной революции: основу экспорта по-прежнему составляют сырьевые товары, несмотря на серьезную государственную поддержку сферы инноваций. Так, в 2011 году правительство приняло 10-летнюю Стратегию инновационного развития, а в 2015-м было объявлено о Национальной технологической инициативе – программе мер по формированию новых рынков и созданию технологического лидерства РФ к 2035 году. Все это, безусловно, принесло определенные плоды: так, в рейтинге Global Innovation Index Россия с 2010 года поднялась на 16 позиций. Хотя до лидерства еще далеко – сейчас она лишь на 48-м месте. Низкие позиции в GII объясняются тем, что до сих пор инновационная политика остается набором отдельных решений, а не системным трендом. «На поддержку инноваций тратится много денег, но среда остается неразвитой», – констатируют авторы национального доклада об инновациях в России.
При этом в 2013 году РФ занимала второе место в мире по абсолютному уровню госрасходов на коммерческие НИОКР (около $15 млрд). Однако фактически расходы госбюджета по статье НИОКР по большей части таковыми не являются. Например, 40% из них – это затраты на разработки военно-промышленного комплекса, остальное ориентировано на отрасли, скорее, считающиеся высокотехнологичными, но в реальности производящие уже разработанные продукты. В то же время коммерческий сектор не тратит на НИОКР почти ничего – здесь Россия находится в компании самых отсталых стран ОЭСР, таких как Чили и Мексика.
Доля инновационной продукции в РФ за последние годы почти не выросла и в общем выпуске составляет 8–9% (в странах-лидерах – 15%). Результаты отечественных инноваций все еще обладают низкой конкурентоспособностью. Доля России в общем мировом экспорте высокотехнологичных товаров достигает всего 0,4%, хотя в 2010-м она была еще меньше – 0,21%, то есть позитивная динамика все же присутствует.
Тем не менее инвестиционное и торговое сотрудничество РФ и Германии в сфере инноваций стало весьма плодотворным, а такие сегменты российской экономики, как транспорт, инфраструктура, энергетика, машиностроение и авто¬мобилестроение, укрепились в качестве приоритетных направлений, которые могут выйти на новый этап индустриального развития. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов считает, что Германия для РФ не просто стала важнейшим партнером в сфере модернизации российской промышленности, но и способствовала созданию крупного бизнес-сообщества из более чем 5,5 тыс. компаний.

Internet Train и индустриализация по-русски

Железнодорожный транспорт традиционно считается одной из довольно консервативных отраслей, тем не менее и в этой сфере достаточно простора для инноваций последнего поколения. Характерный пример – совместный проект Siemens и Teradata под названием Internet Train. «Реальность такова, что люди хотят покупать не столько билет на поезд, сколько эффективную транспортную доступность между точками А и Б, – рассказывает главный технический директор Teradata Стивен Бробст. – Потребители хотят пунктуальности и безопасности, поэтому мы предоставляем Siemens аналитику, а они уже делают шоу». Результат сотрудничества впечатляет: после реализации проекта на нескольких направлениях внутри Германии удалось повысить точность перевозок, и 80% путешественников, которые раньше выбирали авиаперелет, теперь пересели на поезд. Однако секрет разработки заключается не в увеличении скорости поездов, а в учете большого массива данных, начиная от состояния подшипников ходовой части вагона и заканчивая стыковкой расписаний и гарантией права бесплатной поездки в том случае, если поезд опаздывает на 15 минут и более.
За инновациями внимательно следят и российские железнодорожники. Не случайно в новую концепцию развития ОАО «РЖД» до 2023 года включен такой проект, как «Цифровая железная дорога». «Интернет вещей для нас уже не лозунг, а реализуемые проекты, – говорит старший вице-президент ОАО «РЖД» по инновационному развитию Валентин Гапанович. – Пока они еще в начальной стадии, но сегодня уже существуют». По словам В. Гапановича, совмещение традиционных и новых IT-технологий и является для российских железнодорожников индустриальной революцией. Это такие проекты, как использование сжиженного природного газа в качестве моторного топлива на газотурбинных локомотивах, впервые организованное движение между Москвой и Берлином без смены тележек на границе – новая прорывная технология, объединяющая две колеи: узкую европейскую и широкую российскую. Кроме того, это 250 тыс. персональных компьютеров в компании, 4 млн ежесуточно обрабатываемых в IT-центрах сообщений, 16 ЦОД на всей территории Российской Федерации. «В каждую секунду на сети находятся ровно 7,5 тыс. грузовых, пассажирских и пригородных поездов, – замечает В. Гапанович. – Все это движется одновременно между Южно-Сахалинском и Калининградом и нуждается в управлении».

Новые люди для новой индустрии

Наступление четвертой промышленной революции требует потенциально новых профессиональных компетенций и владеющих ими людей. «Под маркетинговым мемом «Индустрия 4.0» нас ожидает критически-драматическое увеличение производительности труда, – отмечает генеральный директор агентства развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «WorldSkills Россия» Роберт Уразов. – Фактически в ближайшие несколько лет мы будем решать две задачи. Первая – как вырастить тех людей, кто будет работать в «Индустрии 4.0», а вторая – что делать с остальными, которые останутся за бортом».
По мнению В. Гапановича, цифровые технологии для развития индустриализации, безусловно, важны, но на первом месте все-таки стоит управление человеческим капиталом. «Это главное, – подчеркивает он. – Может быть, для нашей компании с 700 тыс. работников вопрос оптимизации персонала стоит не так остро, но, например, за 3 года мы сократили численность работников по ремонту пути на 10 тыс. человек – с 91 до 81 тыс. Зато появились новые профессии: программисты машин, обслуживающих железнодорожные пути, и специалисты в области электроники». В целом же, по словам В. Гапановича, сегодня профессиональный уровень сотрудников компании изменился принципиально. «В этой связи для нас как для инфраструктурной компании очень важно выстроить систему управления человеческим капиталом, – рассуждает он. – Мы ежегодно направляем в высшие учебные заведения 8 тыс. человек и хотим, чтобы из вуза выходил не только специалист, имеющий степень бакалавра или магистра, но в первую очередь управленец, айтишник». Кстати, в ОАО «РЖД» работает 65 центров повышения квалификации, которые расположены на всей территории страны – от Южно-Сахалинска до Калининграда. В них постоянно идет переподготовка около 150 тыс. сотрудников. «Нам необходимо, чтобы рост производительности труда и естественное снижение численности были сбалансированы перераспределением, – поясняет В. Гапанович. – Наверное, нам это делать проще. Сегодня мы можем спокойно перераспределить работников из европейской части России, где трудоспособного населения достаточно, на Дальний Восток, где есть некоторый дефицит, и мы этим занимаемся».
Таким образом, четвертая промышленная революция не только несет ряд очевидных плюсов, способствующих общему росту экономики, но и создает определенные вызовы, на которые придется своевременно отвечать. Насколько успешными окажутся ответы, покажет время, но нельзя не отметить, что подготовка к инновационным прорывам сейчас идет повсеместно, и самое главное, что это замечают потребители – те, кто и получит основной выигрыш от нового витка индустриализации.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions