+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.01.2016 17:10:14
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Железнодорожные перевозки поддержит экспорт

У многих экономическая ситуация, сложившаяся в стране, вызывает настороженность, но только не у экспортеров. Несмотря на замедление темпов экономического развития практически во всем мире и снижение спроса на сырье, из-за ослабления отечественной валюты российские экспортеры в 2016 году вполне могут нарастить объем перевозок.  

Тенденции прошлого
Снижение погрузки на железнодорожном транспорте в России в 2015 году во многом связано с нестабильной экономической ситуацией в мире и падением мировых цен на основные товары, в результате чего значительные расстояния перевозок сказываются на себестоимости продукции.


Напомним, что в 2014-м произошло перераспределение грузопотоков между внутренними и экспортными рынками. Тогда погрузка на сети ОАО «РЖД» на экспорт по итогам года выросла на 4,3% против спада во внутреннем сообщении на 2,1%. «Аналогичная тенденция прослеживалась по многим основным грузам, перевозимым железнодорожным транспортом. Например, погрузка угля во внутреннем сообщении снизилась на 3,3%, а в экспортном – выросла на 7,3%; погрузка зерна на экспорт увеличилась более чем на 80%, а во внутреннем сообщении произошел спад на 0,3%», – комментирует руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник.


По мнению эксперта, основная причина, которая сказывалась на объемах и направлениях грузовых перевозок, заключалась в девальвации рубля по отношению к ведущим мировым валютам.
«Однако в 2015 году, несмотря на продолжающееся укрепление мировых валют по отношению к рублю, произошла обратная ситуация. Погрузка на сети РЖД оказалась ниже уровня 2014-го не только во внутреннем, но и в экспортном сообщении», – сетует А. Слободяник.
Что касается массовых грузов, то по итогам года они показали рост. Например, погрузка каменного угля в целом по сети выросла на 2,5% к уровню 2014 года. Но увеличение погрузки наблюдалось только во внутреннем сообщении (+4,7%), объем экспорта остался практически неизменным. «По результатам 2015-го черные металлы являлись одними из немногих грузов, которые показали заметный рост погрузки за рубеж (+6,6%) к уровню 2014 года, несмотря на снижение экспортных цен. Однако ослабление рубля компенсировало это незначительное падение», – приводит пример эксперт.

Речной и автомобильный транспорт уступил грузы железнодорожному

По мнению старшего аналитика Центра экономического прогнозирования АО «Газпромбанк» Кирилла Никоды, изменение структуры погрузки на железнодорожном транспорте все меньше отражает динамику в отраслях.


«Например, объемы погрузки строительных грузов (-7,5% к 2015 г.) и цемента (-11%) на РЖД сократились значительно сильнее, чем динамика производства цемента (на уровне 2014 г.) и ввод объектов недвижимости. Это может быть связано с изменением географии производства и переходом строительных грузов на автомобильный транспорт. Кроме того, снизилось внутреннее потребление данной номенклатуры самим холдингом (балласт для железных дорог). Без учета строительных грузов объем погрузки в 2015 году остался бы на уровне 2014-го», – рассуждает К. Никода.


Также, по его наблюдениям, и уменьшение объемов погрузки нефтяных грузов на железнодорожном транспорте идет вразрез с отгрузками через порты России, где отмечен рост. Данная тенденция, скорее всего, обусловлена ослаблением внутреннего спроса.
Аналитик АО «Газпромбанк» полагает, что суммарное снижение погрузки могло быть еще значительнее, но возросшие поставки угля на внутренний рынок в связи с малой водностью рек, которая влияет на спрос со стороны ТЭС, а также активный экспорт зерна и удобрений несколько компенсировали снижение. По словам А. Слободяника, по этой же причине с рек на железную дорогу перешли и лесные грузы.
Директор ФГБУН «Институт проблем транспорта им. Н. С. Соломенко РАН», д. т. н., профессор Игорь Малыгин полагает, что объем железнодорожных перевозок в 2016 году будет расти не только за счет экспорта, но и за счет переключения транспортных потоков от серых автомобильных перевозчиков к ОАО «РЖД» из-за введения на автомагистралях страны системы «Платон». Суровый и резонансный опыт эксплуатации данной системы в конце 2015-го должен подстегнуть разработчика (в лице компании «РТ-Инвест Транспортные системы») и эксплуатанта («Автодор») к скорейшей отладке системы, а упущенная прибыль – к дальнейшему повсеместному применению.

Экспорт наращивает долю
При сохранении экономических условий 2015 года погрузка на сети ОАО «РЖД» в 2016-м останется на том же уровне или будет незначительно выше. Однако, по оценкам ИПЕМ, доля экспортных перевозок на железнодорожном транспорте станет расти.
«Ни для кого не секрет, что большинство грузов, транспортируемых по железной дороге (уголь, горно-металлургическая продукция, удобрения и др.), – как раз те, которые в основном и экспортируются. Если такая девальвация, которую мы наблюдаем в последнее время, будет стабильной, то это должно подхлестнуть конкурентоспособность российского экспорта», – полагает аналитик Raiffeisen Bank Константин Юминов.


Единственное, стоит отметить, что российский экспорт – это в основном сырье. А мировая экономика сегодня находится в таком цикле, когда спрос на сырьевые товары существенно сократился – во многом из-за снижения темпов экономического развития Китая. «Получается, что, с одной стороны, спрос на сырьевые товары уменьшается, но с другой – конкурентоспособность отечественных товаров значительно улучшается. И в этом случае 9%-ный рост железнодорожного тарифа – несущественный», – комментирует К. Юминов.


«Изменение структуры грузопотока вероятно в том случае, если участники железнодорожных перевозок пойдут навстречу клиентам и предоставят скидки в рамках тарифного коридора. Шаги в данном направлении уже сделаны. Например, ОАО «РЖД» предоставило скидку на экспортные перевозки черных металлов», – полагает А. Слободяник.
Кроме того, по его мнению, изменение структуры грузопотока возможно при более весомой девальвации рубля. К примеру, в декабре 2015 года курс доллара к рублю значительно укрепился и составил 69,7 руб. за $1, что неизбежно отразилось на структуре грузопотока. Погрузка на сети РЖД в декабре на 1% превысила уровень декабря 2014-го, а погрузка на экспорт увеличилась практически на 3%. Погрузка угля на экспорт в декабре 2015-го на 8,3% больше уровня предыдущего года, лесных грузов – на 7,1%, химических и минеральных удобрений – на 13%.
«При анализе текущих экономических условий можно отметить, что доллар еще значительнее укрепляется по отношению к рублю, а следовательно, можно ожидать дальнейшего изменения структуры погрузки грузов на сети РЖД в сторону экспорта», – заключил А. Слободяник.
Однако К. Юминов прогнозирует, что рост экспорта составит все-таки не более 1–2%. «Драйверами будут зерно и удобрения. «Стройка», скорее всего, останется на уровне 2015 года, а вот погрузка нефтехимических и нефтеналивных грузов снизится», – уточняет он.


По словам И. Малыгина, в первой половине 2016-го из-за прогнозируемого дальнейшего падения цены на нефть возможно снижение перевозки сырой нефти в железнодорожных цистернах и цистернах-контейнерах, а также сжиженного газа. Однако, по мнению эксперта, возрастет экспортная перевозка продуктов высокой переработки нефти (бензин и дизтопливо класса Евро-5) и нефтехимии.


«Полагаю, что незначительное снижение железнодорожных перевозок в рамках Таможенного союза произойдет по всей номенклатуре грузов. Но несмотря на это, будет увеличиваться объем перевозок продуктов в изотермических вагонах и рыбной продукции в контейнерных рефсекциях с Дальнего Востока в центр страны. Кроме того, слабый рубль поможет осуществить экспорт некоторых номенклатур строительных материалов, строительного металлопроката, продукции машиностроения, а также продуктов питания и изделий пищевой промышленности за рубеж (в первую очередь в страны Юго-Восточной Азии). А в случае вероятной в 2016 году частичной отмены санкций со стороны ЕС и США слабый рубль позволит увеличить экспорт и на Запад», – заключает эксперт.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions