«Ураган» пройдется по грузовладельцам?

17.03.2016 17:31
Раздел: Железнодорожные грузоперевозки

По мнению ряда отраслевых экспертов, обсуждаемый в настоящее время план консолидации парков универсального подвижного состава можно рассматривать как один из возможных вариантов поддержки государственных лизинговых компаний. Но в этом случае их проблемы, связанные с недальновидной инвестиционной политикой и неэффективным управлением парком подвижного состава со стороны операторов, будут переложены на плечи грузоотправителей и других участников рынка.
 

Напомним, что с начала февраля 2016 года в правительстве РФ, а теперь и среди участников рынка перевозок активно обсуждается новый план консолидации парка универсального подвижного состава, получивший название «Ураган». Его инициатором выступила Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), предложившая объединить полувагоны ряда контролируемых государством лизинговых компаний и передать их крупному оператору с целью стимулировать спрос на новые вагоны и обеспечить поступление средств лизинговым компаниям.

В предложениях ГТЛК речь идет о консолидации парков (эксперты оценивают их совокупную численность на уровне 80 тыс. ед.), принадлежащих компаниям «ВЭБ-лизинг», «ВТБ Лизинг», «Сбербанк Лизинг», «Газпромбанк Лизинг» и «ТрансФин-М». Крупный оператор, получив этот парк, сможет даже с учетом списания старого подвижного состава сосредоточить в своих руках более 200 тыс. полувагонов и поднять ставку их доходности с текущих 550–600 до 800 руб./сут. и выше. Очевидно, что роль такого оператора должна достаться, например, АО «ФГК» или АО «ПГК», чьи парки достаточно масштабны для получения столь значительной доли рынка.

В операторских компаниях тему не комментируют, но представители ФГК отмечают, что ГТЛК пока к ним не обращалась. «Есть только поручение о том, что мы вместе с ГТЛК должны выработать свои предложения, – отмечают в ФГК. – При этом у нас есть своя тактика поведения на рынке и первоочередная цель – стать безубыточной компанией». В ФГК поясняют, что в 2015–2016 гг. количество выбывших из эксплуатации вагонов составит около 50 тыс. ед. и самым доступным вариантом их замещения будет аренда. Но даже если численность парка удастся нарастить, о 200 тыс. ед. речь не идет.

Крупные грузовладельцы выступают против плана создания глобального оператора полувагонов, поясняя, что это противоречит рыночному подходу. «Предлагаемая система не будет мотивировать оператора к снижению затрат, а грузоотправителям она грозит ростом вагонной составляющей», – говорят они. По словам представителя крупного грузовладельца, консолидация парка полувагонов с перспективой роста ставок до 900 руб./сут. приведет к увеличению вагонной составляющей на 70%, а полного тарифа – на 21%, и все это на фоне 9%-ной индексации тарифа РЖД в 2016 году.

НП «Русская сталь», объединяющее ряд крупных металлургических предприятий, считает необходимым указать на возможные негативные последствия предлагаемого решения, подробно анализируя сложившуюся ситуацию. Напомним, что в 2001 году началось реформирование железнодорожной отрасли, в результате чего появились частные компании-операторы с собственным или привлеченным парком. На этот рынок пришли крупные лизинговые компании, которые приобретали новые вагоны и отдавали их в аренду операторам по очень высоким ставкам.


«Резко возросшие закупки подвижного состава вызвали насыщение рынка и снижение ставки аренды вагонов, что, в свою очередь, привело к трудностям по обслуживанию лизинговых платежей со стороны операторов, банкротству части из них и передаче вагонного парка обратно в лизинговые компании», – отмечают в «Русской стали».


По мнению экспертов партнерства, консолидация вагонного парка лизинговых компаний под управлением одной из государственных структур (АО «ФГК», ГТЛК) приведет к появлению на рынке крупнейшего игрока с прогнозируемой долей рынка около 35%. «Для обслуживания значительных лизинговых платежей новая компания будет вынуждена поднять арендные ставки до 800 руб. за вагон в сутки и выше (при действующей ставке 450–500 руб./сут., то есть почти в 2 раза, – отмечают в партнерстве. – Оставшийся рынок незамедлительно скорректирует свои предложения до этого уровня».

В НП «Русская сталь» полагают, что рост вагонной составляющей отрицательно скажется на финансовых результатах деятельности ОАО «РЖД». «Ввиду роста общей стоимости транспортировки грузоотправители будут чаще обращаться в ОАО «РЖД» за получением скидок к железнодорожному тарифу, – прогнозируют эксперты. – Индексация железнодорожного тарифа также будет критически воспринята грузовладельцами. Можно предположить, что общий рост ставок приведет к оттоку части грузов на автомобильный транспорт». Отмечается, что при резком росте арендной ставки может наступить ситуация, когда грузовладельцу станет выгоднее снова создавать собственный парк.

Грузоотправители считают, что рынок оперирования подвижным составом переживает сегодня естественные процессы, адаптируясь под существующие реалии. «Вмешательство государственных компаний может полностью уничтожить здоровую конкурентную среду, сформировавшуюся в этом сегменте российской экономики в течение последних лет в результате проведенных реформ», – отмечают в «Русской стали».

Также представители грузовладельцев напоминают, что АО «ФГК» уже не раз участвовало в схемах по консолидации парка подвижного состава, но ни одна из реализованных схем не принесла результатов.


«В настоящее время идет масштабный процесс списания старого подвижного состава, который естественным образом приведет к сокращению профицита вагонного парка в течение 2016–2017 гг. и рыночному увеличению ставок аренды без какого-либо вмешательства со стороны государства, – отмечают они. – Дополнительный разогрев рынка путем создания крупнейшего игрока на нерыночных условиях может дестабилизировать ситуацию и привести к плохо прогнозируемым негативным последствиям».


В НП «Русская сталь» уверены, что к обсуждениям плана и анализу возможных последствий его реализации необходимо привлечь ФАС, Минэкономразвития, Минтранс и Минфин. Кстати, в МЭР сообщают, что план «Ураган» с ними пока не обсуждался. Тем не менее министерство выступает за то, чтобы сохранить существующие подходы к рынку, который может отрегулировать себя сам. «Сегодня большое количество вагонов является плохим активом, отягощенным долговыми обязательствами, – говорит представитель Минэкономразвития. – И мы бы не хотели, чтобы, например, ОАО «РЖД» забирало себе такие вагоны, капитализируя чужие долги».

Представители ФАС, со своей стороны, отмечают, что при риске нарушения антимонопольного законодательства в результате злоупотребления доминирующим положением, в том числе коллективным, могут быть приняты меры антимонопольного регулирования. В службе подсчитали, что увеличение вагонной составляющей до 800–900 руб./сут. за полувагон приведет к дополнительной нагрузке на грузоотправителей. Перевозка угля в этом случае может подорожать на 19%, руды – на 17%, цемента – на 18%, щебня – на 22%. Кроме того, в ФАС опасаются, что дополнительная прибыль, полученная при росте цен, пойдет не на пополнение парка, а на погашение существующих долгов операторов или дивидендные выплаты.

Любопытно, что рефреном многих высказываний экспертов является такой пассаж: план «Ураган» свидетельствует о непоследовательности государственной политики в сфере обновления подвижного состава. Операторские компании уже пережили смену правил игры при запрете продления срока службы старых вагонов. Грузоотправители в сезон опять столкнулись с дефицитом полувагонов и резким ростом цен. Насколько необходима очередная пертурбация, которая вновь потребует пересмотра их стратегий и планов?

Марина Ермоленко 

Печатная версия

Назад к списку новостей

Вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться чтобы оставить комментарий

Комментарии (0)