«Сотрудничество с соседними странами будет способствовать увеличению объемов железнодорожных перевозок»

21.01.2016 14:50
Раздел: Железнодорожные грузоперевозки

В январе наступившего года ОАО «РЖД» планировало увеличить погрузку на 3% к аналогичному периоду 2015-го, однако по итогам первой половины месяца она пока падает. Эксперты полагают, что ослабление российской валюты поможет нарастить грузопоток на железной дороге, так как это повысит конкурентоспособность российского экспорта на мировом рынке. Об итогах 2015-го и перспективах на 2016 год РЖД-Партнер побеседовал с начальником отдела железнодорожных перевозок Agility Татьяной Михайловой. 

– Татьяна Николаевна, как Вы считаете, с чем было связано сокращение погрузки на железнодорожном транспорте в России в 2015 году?
– Безусловно, сокращение погрузки во многом было вызвано нестабильной экономической ситуацией в мире и падением мировых цен на основные товары. Однако снижение эффективности работы железнодорожного транспорта началось задолго до этого. Железные дороги стали проигрывать в конкурентной борьбе автоперевозчикам, после того как рабочий парк подвижного состава, который находился в ведении Министерства путей сообщения, был передан в собственность акционерным компаниям. В итоге при расчете стоимости перевозки появилась новая составляющая – предоставление вагонов. Она не компенсировалась разницей провозных тарифов между вагонами перевозчика и собственными, а была намного выше. Данная составляющая полностью зависела от цен, которые диктовали владельцы подвижного состава, что резко повысило стоимость перевозок. При этом сервис заметно ухудшился. Так, если раньше порожние вагоны, в том числе высвобождающиеся из-под выгрузки, железная дорога предоставляла на любой станции, то теперь их нужно ждать по подсылке от собственника подвижного состава.
Также в настоящее время в плачевном состоянии находятся транспортеры, предназначенные для перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов, оставшиеся в собственности ОАО «РЖД». Надо отметить, что многие из них были исключены из обращения по срокам годности, а новые сейчас не изготавливаются. В итоге в эпоху развития нефтедобывающей, горно-шахтной, горнодобывающей и газовой промышленности, когда стали актуальными именно перевозки нестандартного оборудования, возить его стало не на чем. А оно просто необходимо для наращивания экспортных поставок сырья.

– Кстати, об экспорте. Эксперты прогнозируют, что объем железнодорожных перевозок в 2016 году будет расти именно за счет этой категории грузов. Вы с этим согласны?
– Рост экспорта зависит от многих факторов. В первую очередь – от общего состояния экономики в стране. Во-вторых, от продления санкций. Только активное развитие сотрудничества с соседними странами будет способствовать увеличению объемов железнодорожных перевозок.

– Транспортировка каких номенклатур и в какие страны по железной дороге может вырасти и за счет чего? Какие грузы, наоборот, могут показать падение?
– Например, за прошлый год почувствовалось снижение этих показателей за счет того, что мы потеряли перевозки в Украину, а также экспортный товаропоток через украинские порты и погранпереходы.
В 2016-м, на мой взгляд, может вырасти перевозка труб для газовой промышленности, а также оборудования для нефтеперерабатывающей отрасли, буровых установок для горно-шахтной промышленности за счет заключения крупных контрактов, направленных на развитие восточных регионов страны. Несмотря на ускоряющийся спад китайской экономики, в настоящее время эта страна – один из самых перспективных партнеров для железнодорожной отрасли. Кроме того, хочу отметить, что активизировались перевозки между Россией и Беларусью, а также возрос транзит грузов через республику в/из Европы, в частности, через погранпереход Брест.

Беседовала Татьяна Симонова
 

Печатная версия

Назад к списку новостей

Вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться чтобы оставить комментарий

Комментарии (0)