+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.02.2016 15:00:51
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Шелковая мистификация

Первый грузовой поезд из Украины в обход России добрался до Китая. Пройдя огонь, воду и медные трубы, груз был доставлен в конечную точку не за 11 дней, как планировалось, а за 17. Если отбросить в сторону политические интересы, то кому этот маршрут выгоден и кому он нужен?
 

Эксперимент провалился?

Пройдя таможенный контроль на границах между четырьмя государствами, преодолев два моря, попав в шторм, сменив колею, первый экспериментальный контейнеровоз с украинскими товарами, везущий их по Шелковому пути в обход России, достиг китайской границы. Он был расформирован на ст. Достык 31 января 2015 года в 07.12 по местному времени. Это – конечная точка нового маршрута. Отправка первых контейнеров из Китая в адрес Турции, Грузии и стран Южной Европы намечена на текущий год.

Сможет ли открытое в середине января движение грузовых поездов по маршруту Одесса – Черное море – Грузия – Азербайджан – Каспийское море – Казахстан – Китай стать альтернативой в направлении Европа – Китай и обратно для транзитных грузов, которые сейчас идут по территории России? РЖД-Партнер уже не раз приводил мнения экспертов по этому поводу. Еще до попыток реализации проекта аналитики и представители транспортной отрасли предупреждали о его неудобстве и дороговизне.
Более того, новый проект, если пользоваться булгаковской терминологией, явно второй свежести. И никакой кардинальной модернизации за время обсуждений его инфраструктура не претерпела. Подробнее об этом РЖД-Партнер писал, когда стало известно о возобновлении проекта. 
Однако все новые и новые факты продолжают вызывать резонанс.

Политика без логистики

По мнению директора некоммерческого партнерства «Северо-Западный информационно-аналитический центр транспортной логистики» Михаила Пимоненко, извилистый Шелковый путь с применением нескольких видов транспорта не может стать более выгодным ни по стоимости доставки, ни по срокам транспортировки, чем прямой маршрут. «Это даже в теории не может быть рентабельно. Что, собственно, и было продемонстрировано», – заключил эксперт.

Он также высказал предположение, что вся эта история больше политическая, нежели логистическая. Однако, по его мнению, Европа начинает с меньшей эйфорией смотреть на Украину. «И если обострение ситуации в этой стране продолжится, это еще вопрос, захочет ли Европа везти через Украину свои грузы», – комментирует М. Пимоненко.

Более того, по словам генерального директора компании Delasia Сергея Алмазова, поведение руководства Украины не всегда рационально. «Украина выставляла новые требования к условиям транзита газа даже тогда, когда взаимоотношения между нашими государствами были нормальными. Скорее всего, также будет происходить и с тарифами на транзит грузов по ее территории. Каждый год – новые вводные и новые цены. Это неудобно ни крупным грузоотправителям, ни транспортно-логистическим компаниям», – считает он.

Препятствия на пути у грузов

Работе данного маршрута противостоит и сама природа. Во-первых, груз следует по волнам сразу двух морей – Черного и Каспийского, которые, как в этот раз, подвержены штормам. Во-вторых, не в пользу данного маршрута играет и климат стран, через которые он проходит. Например, осенью или весной в Азербайджане может быть +30°C, в то время как в Казахстане – до -30°C. Такие температурные перепады не лучшим образом могут сказаться на дорогостоящих товарах и продуктах питания, которые транспортируются в контейнерах. Нельзя забывать и о том, что политическая обстановка в тех государствах, по территории которых проходит маршрут, нестабильна. И это может негативно повлиять на скорость транспортировки и сохранность грузов.

«То, что поезд прошел маршрут за 17 дней, – это рекорд. Данное событие активно освещалось в СМИ, поэтому поезду везде давали зеленый свет. Но как только внимание к этому проекту уменьшится, маршрут будет занимать гораздо больше времени», – полагает С. Алмазов.
Прибавим к вышеперечисленному недостаточно развитую инфраструктуру – и перспективы нового направления окажутся весьма сомнительными. «Если по Европе грузы передвигаются беспрепятственно, то Шелковый путь проходит через четыре государства. Для того чтобы проект стал успешным, эти страны должны быть в каком-то союзе, на их территориях не должно происходить вооруженных конфликтов, а должно быть создано нормальное транспортное сообщение. Без единой цели ничего не получится, так как каждый будет тянуть одеяло на себя. А Россия в итоге окажется в выигрыше, ведь с одной страной проще договориться, чем со множеством», – полагает С. Алмазов.

Шелковый путь – конкурент Транссиба?

Объективно российский железнодорожный маршрут Европа – Китай намного проще из-за меньшего числа операций с грузом. Он включает всего два таможенных оформления и две перевалки, или смены колес, в конце и начале маршрута.

«Транссиб и Шелковый путь предполагают транспортировку разных грузопотоков. Транссиб выходит в Центральную Европу, а Шелковый путь – в Южную, где в принципе меньше потребление», – поясняет М. Пимоненко.

Равно как и в Китай транспортные коридоры заходят с разных сторон. «Товары из Харбина, Маньчжурии, Шанхая и еще ряда городов и провинций вплоть до Пекина ближе и удобнее везти через российский Дальний Восток», – комментирует С. Алмазов.
По его мнению, для того чтобы транспортный коридор в обход России заработал, потребуется не менее 10 лет. Тогда, возможно, он перетянет на себя порядка 20–30% того грузопотока, который сейчас транспортируется по суше, но не более.

Однако, по планам организаторов, маршрут «Шелковый путь» в полном объеме должен заработать в 2018 году, сейчас были лишь пробные запуски поездов.

«Россия принимает активное участие в развитии Шелкового пути. Так, из Китая через Киргизию, а затем по территории РФ уже пошли первые грузы. Сотрудничество с Казахстаном отлажено давно», – поясняет С. Алмазов.
К тому же нельзя не отметить, что каждый год скорость доставки грузов по Транссибу увеличивается, а инфраструктура, может быть, и недостаточными темпами, но постоянно развивается. 
А главное – технология работы уже отлажена. Шелковый путь же находится в начале своего пути.

Татьяна Симонова
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions