Федеральная антимонопольная служба РФ считает возможным рассмотреть вопрос о поквартальной индексации тарифов естественных монополий с сохранением общего уровня годовой динамики роста этих цен. Таким образом, по мнению ФАС, можно снизить нагрузку на потребителя. (подробности online)
Начальник управления контроля электроэнергетики и теплоснабжения ФАС Виталий Королев заявил, что разработка данной системы начнется в 2016 году, после прохождения тарифной кампании 2015 года. «Но вводить этот механизм будем позже и, в случае, если данную идею одобрит правительство», - подчеркнул он.
В. Королев обратил внимание на то, что в случае ее реализации итоговое повышение годовых тарифов останется неизменным и даже может снизиться за счет того, что компании получат необходимый объем средств раньше. Для потребителей, в свою очередь, это означает более плавное повышение тарифов. «Основной целью этой меры является смягчение влияния роста тарифов на инфляцию», - заключил В. Королев.
К тому же, по его мнению, итоговое повышение годовых тарифов останется неизменным и даже может снизиться за счет того, что компаниям будет предоставлен необходимый объем средств раньше, чем при индексации раз в год (сразу на 10–15%).
Участники рынка отмечают, что как раз долгосрочное тарифообразование является общемировой и разумной практикой. «Именно долгосрочные гарантии позволяют более уверенно инвестировать в свое развитие как железнодорожникам, так и их поставщикам, а также планировать объемы производства грузовладельцам», - комментируют эксперты.
Кроме того, заместитель генерального директора по развитию и работе с клиентами логистической компании «Семь» Наталья Ганусова опасается, что поскольку рост тарифов и инфляция – это два взаимодополняемых процесса, то возможна такая ситуация, при которой тарифы будут разгонять инфляцию. «Однако, возможна и обратная ситуация: с каждым последующим кварталом потребуется увеличивать тарифы, а это будет приводить все к большему росту инфляции», - заключает она.
Если взглянуть на историю вопроса, то в период 1996-2013 годов темпы роста тарифов на железной дороге были самыми низкими среди всех транспортных отраслей. Более того – они росли в 2 раза медленнее, чем в среднем на транспорте.
Основным документом в России, определяющий порядок расчета стоимости услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом, является Прейскурант 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство №1). Он был разработан и принят в рамках реформы железнодорожного транспорта еще в 2003 году. Однако в связи с постоянной модернизаций тарифной системы за последние 11 лет в него было внесено более 80 изменений.
Из ключевых стоит отметить, что была завершена унификация тарифов во внутреннем и экспортно-импортном сообщении, то есть они стали равны. Также был разработан и утвержден первый на постсоветском пространстве механизм гибкого тарифного регулирования в естественно-монопольном железнодорожном сегменте – тарифный коридор. Он позволяет РЖД менять ставку за услугу перевозки грузов в интервале -12,8% ‒ +13,4% от базовой стоимости. Кроме того, ликвидирована система исключительных тарифов, когда на некоторые перевозки для отдельных грузов или даже компаний предоставлялись дополнительные льготные условия.
Татьяна Симонова
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions