+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.03.2016 09:33:41
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Обзор железнодорожного рынка РФ в январе-феврале 2016 г.

НПК «Объединенная Вагонная Компания» представляет обзор железнодорожного рынка РФ. 

Коррекция грузооборота после 6 месяцев рекордов

В январе 2016 г. погрузка на сети РЖД составила 93,8 млн т (-2,9% к январю 2015 г.).

К прошлому году выросли перевозки угля (+2,6%), строительных грузов (+9,3%), минеральных удобрений (+5,7%) и цветной руды (+3,1%). При этом снизилась погрузка кокса (-12%), нефти и нефтепродуктов (-7,8%), черных металлов (-13,3%), лома черных металлов (-32,3%), цемента (-23%), химикатов и соды (-3,7%), руды железной и марганцевой (-3%), лесных грузов (-4,5%), зерна и продуктов перемола (-16,2%).

Грузооборот в январе 2016 г. впервые сократился на 3% после почти полугодового роста. Причина падения — в снижении погрузки экспортных грузов. Так, перевозки нефти и нефтепродуктов сократились из-за переориентации на трубопроводный транспорт, руды и черных металлов — вследствие профицита на мировых рынках и заградительных пошлин для российской продукции, а зерновых — из-за эффекта высокой базы (погрузка в январе 2015 г. была рекордной в преддверии ввода экспортных пошлин).

Уголь: очередной рекорд погрузки

В январе погрузка угля на сети РЖД выросла на 2,6% к уровню прошлого года и составила 28,6 млн т, установив рекорд перевозок месяца за последние 15 лет.

Добыча угля была выше уровня прошлого года на 3,7%, по данным Минэнерго, и на 0,8%, по данным Росстата.

Внутренние перевозки остались на уровне 2015 г., а экспортные — выросли на 6%. Грузопоток увеличился в Южную Корею (в 4,5 раза), Китай (в 2 раза), на Украину (в 2 раза), в Финляндию, Польшу и Болгарию 0(в 1,5 раза), а также в Индию (поставки не осуществлялись в прошлом году).

В планы Китая по-прежнему входит закрытие собственных угольных мощностей. Это дает основание Минэнерго полагать, что в 2016 г. экспорт угля в этом направлении останется на уровне прошлого года: около 15 млн т.

Украина также сокращает собственные нерентабельные производства. В прошлом году были полностью ликвидированы 4 шахты и одна передана для подготовки к закрытию, а в феврале 2016 г. к этой процедуре будут подготовлены еще 2 шахты.

Тем временем Россия продолжает наращивать мощности по добыче угля. Шахта Юбилейная в Кемеровской области возобновила свою работу. К концу года, после запланированного выхода на проектную мощность, на шахте будет добываться более 1 млн т угля марки Ж, а к 2020 г. — до 2 млн т в год.

Главный аналитик Wood Mackenzie Робин Гриффин ожидает восстановление цены на уголь к 2018 г. Сокращение инвестиций в отрасли приведет к снижению добычи и, как следствие, к уменьшению предложения на рынке. Между тем, составляющая

конкуренцию угольщикам возобновляемая электроэнергетика требует еще больших инвестиций, поэтому уголь остается востребованным энергоносителем.

Таким образом, вероятен дальнейший рост экспортного грузопотока угля из России при сохранении текущих рыночных условий: курса рубля, тренда закрытия нерентабельных угольных производств в мире, освоения индийского рынка и т.д.

Нефть и нефтепродукты: разнонаправленная динамика добычи и погрузки на фоне роста трубопроводных мощностей

В январе погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД сократилась на 7,8% относительно уровня прошлого года и составила 20,9 млн т.

Добыча нефти выросла на 2,1%, по данным Минэнерго, и на 0,8%, по данным Росстата, к уровню прошлого года.

Внутренние перевозки нефти и нефтепродуктов сократились на 6% к январю 2015 г., а экспортные — на 9%. Экспортные грузопотоки снизились в Нидерланды (-9%), Турцию (-85%) и Казахстан (в 2 раза).

Разнонаправленная динамика добычи нефти и перевозок по железной дороге подтверждает усилившуюся конкуренцию со стороны трубопроводного транспорта. К тому же нефтяные компании, несмотря на сложные макроэкономические условия, не планируют сокращать инфраструктурные проекты.

Так, по оценке компании Транснефть, в 2017 г. по строящемуся трубопроводу «Куюмба-Тайшет» в магистраль «Восточная Сибирь-Тихий океан» будет направлено 660 тыс. т нефти, а к 2019 г. объем прокачки увеличится до 4,1 млн т. Кроме того, «Транснефть» начала строительство нефтепровода-отвода от ВСТО на Комсомольский НПЗ. Реализация проекта позволит обеспечить поставку нефти на завод по системе магистральных нефтепроводов «Транснефти» в объеме до 8 млн т в год.

С 1 марта 2016 г. ставка экспортной пошлины на сырую нефть снизится на 24% с 52 $/т до 39,5 $/т. Ставка на светлые нефтепродукты составит 15 $/т, на темные — 32,3 $/т. Сокращение — также около 24%.

При реализации текущих трубопроводных проектов объемы перевозки нефти по железной дороге по-прежнему будут снижаться.

Строительные грузы и цемент: медленное восстановление перевозок

В январе погрузка строительных грузов на сети РЖД выросла на 9,3% к уровню прошлого года и составила 7,1 млн т. В то же время погрузка цемента снизилась на 23% (1,1 млн т).

Перевозки строительных материалов увеличились в Новгородскую (в 4,5 раза), Тверскую (в 3,5 раза), Пермскую (в 2,1 раза) и Ленинградскую (в 1,5 раза) области.

Правительство РФ планирует продлить программу ипотеки с господдержкой по ставке 12% до конца 2016 г. При этом обсуждается вопрос снижения процентной ставки с 12% до 7% в первые 3 года выплат. В результате такой меры число потенциальных заемщиков в возрасте от 30 до 49 лет может увеличиться с текущих 9,7 млн до 30 млн человек.

В сегменте перевозок строительных грузов сохранится текущая динамика благодаря поддержке со стороны государства. Восстановление отрасли до докризисного уровня будет не ранее 2017-2018 гг., но рост перевозок к уровню 2015 г. наблюдается уже сейчас.

Железная и марганцевая руда: изменение структуры экспортных поставок

В январе погрузка руды на сети РЖД сократилась на 3% относительно уровня прошлого года и составила 9 млн т.

По данным Росстата, добыча российской железной руды в январе составила 6,1 млн т (+0,3% по сравнению с уровнем прошлого года).

Внутренние перевозки упали на 2,3%, а экспортные — на 8%. Поставки в Великобританию, Румынию и Польшу полностью прекратились, а в Словакию и Турцию сократились в 1,5 и 3 раза соответственно. При этом существенно выросли поставки в Италию, Казахстан и Германию, тогда как в прошлом году поставки в эти страны практически не осуществлялись.

Уже в феврале цены на железную руду вышли на свой самый высокий уровень текущего года из-за сезонного пополнения запасов китайскими потребителями и сигналов о снижении поставок. Производство в Бразилии пострадало от закрытия шахты Samarco в ноябре прошлого года, совместного предприятия Vale и BHP Billiton. После сообщения Anglo American о выходе из железорудного бизнеса ожидается дальнейшее сокращение поставок.

Согласно мнению ряда аналитиков, рост цен обусловлен компенсацией планируемой остановки металлургических заводов в Китае на время Конгресса народа Китая (высшего законодательного органа КНР), который начнется в Пекине 5 марта и продлится ровно неделю.

Вместе с тем, в России «Норникель» намерен ввести Быстринский ГОК в строй в III квартале 2017 г. Мощность обогатительного комбината составит 10 млн т руды, выпуск медного концентрата — 66 тыс. т, железорудного концентрата — 3,1 млн т в год. Срок разработки месторождения — более 30 лет, вложения в проект оценивают в $1 млрд. При этом в продукции Быстринского ГОКа заинтересованы не только китайские инвесторы, которые приобрели 13,3% предприятия, но и японские компании.

В краткосрочной перспективе вероятно снижение погрузки руды из-за структурных изменений экспортной логистики, а также сложной ситуации на мировом рынке.

Черные металлы: падение погрузки на фоне ввода новых заградительных мер для российской металлопродукции

В январе погрузка черных металлов на сети РЖД сократилась относительно уровня прошлого года на 13,3% и составила 5,5 млн т. Падение перевозок частично обусловлено эффектом высокой базы прошлого года: в январе 2015 г. погрузка была рекордной вследствие девальвации рубля.

Относительно прошлого года вдвое сократились поставки в Турцию, Казахстан и Испанию. Стоит отметить 10-кратный рост перевозок в Италию, которая сократила собственное производство на 5,3% в январе.

По данным Росстата, в январе выплавка стали сократилась на 10,6%, чугуна — на 0,8%, а производство проката — на 12,6%.

В феврале Евросоюз на шесть месяцев ввел пошлины на холоднокатаную сталь из России и Китая. При этом, ежегодные поставки холоднокатаного проката из России в ЕС оценивают в $280 млн. Европейская комиссия определила размер временных пошлин в 16% для Китая и до 26% для России.

Кроме того, правительство Индии с 5 февраля ввело минимальные импортные цены на 173 товарных позиции (HS Codes) стальной продукции сроком на шесть месяцев. Это положение не распространяется на поставки, по которым по состоянию на начало февраля уже были открыты аккредитивы.

В ближайшие несколько месяцев снижение перевозок металлопродукции может продолжиться до переориентации грузопотоков на другие экспортные направления. Тренд вызван совокупностью неблагоприятных факторов: низкими ценами на металлопрокат и заградительными мерами для российской продукции на мировом рынке, а также снижением спроса внутри страны (в машиностроении, автомобильной и строительной отраслях).

Зерно и продукты перемола: Россия может вернуть себе статус крупнейшего экспортера зерновых

В январе погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД снизилась на 16,2% к уровню прошлого года и составила 1,3 млн т. Падение обусловлено эффектом высокой базы: погрузка в январе 2015 г. была рекордной в преддверии ввода экспортных пошлин в феврале прошлого года.

В январе 2016 г. внутренние перевозки оказались на уровне прошлого года, а экспортные сократились на 25%.

Минсельхоз РФ оценил потенциал экспорта зерна из России к 2025 г. в 50 млн т, ранее прогнозировалось около 30 млн т. В текущем сельхозгоду планируется поставить 22 млн т (с 1 июля 2015 по 30 июня 2016 года) отечественной продукции, таким образом, Россия сможет возвратить себе статус крупнейшего поставщика зерна.

По данным Минсельхоза США, экспорт зерна из Соединенных Штатов достигнет 44-летнего минимума, опустившись до 21,8 млн т, а Канада будет готова экспортировать всего 20,5 млн т вместо 24,1 млн т годом ранее. В то же время, прогнозирует американское ведомство, Россия увеличит свой экспорт на 3%, до 23,5 млн т.

Правительство РФ может отменить экспортную пошлину на высокопротеиновую пшеницу из-за образования излишков зерна, что ведет к сокращению посевных площадей. Так, уже стало известно, что в этом году России намерена снизить количество площадей под пшеницей, но увеличить — под кукурузой и соей до рекордных показателей.

По состоянию на 16 февраля на тендерной основе российского зерна закуплено: с поставкой в феврале — около 460 тыс. т, в марте — 405 тыс. т, в апреле — 393 тыс. т, в мае — до 415 тыс. т и в июне —180 тыс. т. Экспорт обещает быть активным вплоть до конца текущего сезона.

Таким образом, прогнозируется сохранение текущего высокого уровня перевозок зерновых грузов и большого экспортного потенциала ввиду благоприятных для российских производителей условий на мировом рынке.

Химические и минеральные удобрения: новые рекорды перевозок

В январе погрузка удобрений на сети РЖД выросла на 5,7 % к уровню прошлого года и составила 4,6 млн т, установив новый рекорд месяца за последние 10 лет.

Рост погрузки обусловлен увеличением на 12% внутренних и экспортных перевозок на 2%. Поставки удобрений из России нарастили Бразилия (+16%), Украина (+31%), а также Польша и ОАЭ (поставки в которые почти не осуществлялись в прошлом году).

В феврале глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский заявил, что производители сложных минеральных удобрений задерживают поставки аграриям в межсезонье, ожидая роста цен на удобрения с начала посевной. Вопрос о ценах на минеральные удобрения для аграриев обсуждается в России уже несколько лет. Для удержания цен предлагается ввести экспортную пошлину на удобрения. Но власти пока не видят в этом реальной возможности снизить цены на внутреннем рынке.

Девальвация рубля обеспечила устойчивое положение российских компаний на мировом рынке минеральных удобрений, что будет способствовать сохранению экспортного грузопотока. Внутреннее потребление будет сохраняться при поддержке АПК со стороны государства, а также при выполнении планов по увеличению посевной в 2016 г.

Рост ставок усилится в ближайшие месяцы

Источник данных о реализации подвижного состава — журнал «Рынок подвижного состава».

В январе 2016 г. реализация вагонов заводами СНГ составила 2 429 ед., что на 26% выше января 2015 г. и на 35% ниже декабря 2015 г.

Падение реализации в сегменте типовых вагонов на тележках 18-100 и ее аналогах к январю 2015 г. составило 10%, в то время как в сегменте подвижного состава нового поколения реализация выросла на 45%.

В январе текущего года было списано 5,4 тыс. вагонов, 2,3 тыс. ед. из них — полувагоны.

Размер неисправного парка составил около 119 тыс. ед. на конец января. Коммерчески пригодный к перевозкам подвижной состав на сети РЖД — около 1 027 тыс. вагонов. Реальный профицит парка сезонно вырос до 136 тыс. ед. (из них полувагонов — 40 тыс.).

Участники рынка прогнозируют рост ставок в сегменте полувагонов. По оценкам ИПЕМ, главную роль в этом сыграет сокращение парка и, как следствие, профицита. Весной, начиная с сезонного роста объемов перевозок, ожидается увеличение ставок до 700-800 руб./сутки. СОЖТ согласен с ИПЕМ и подтверждает целевой уровень в 700-800 руб./сутки в 2016 году. Тем временем, УВЗ прогнозирует возрождение вагоностроительного рынка во второй половине года.

Эксплуатация вагонов нового поколения по-прежнему демонстрирует высокую эффективность перевозок. По данным статистики эксплуатации парка на инновационной тележке Барбер, эффективность полувагонов достигла своего максимального значения за последние 2 года: в январе средний грузооборот на 1 полувагон с увеличенной осевой нагрузкой составил около 479 тыс. т-км, в то время как на 1 типовой полувагон — 234 тыс. т-км.

В условиях резкого падения доходности вагонов операторы, которым трудно обслуживать лизинговые контракты, переходят на схемы краткосрочной аренды. Так, «ВЭБ-Лизинг» забрал 60% парка «Спецэнерготранса» и передал их «Рэйлтрансхолдингу» (РТХ). Последний сдал около 9,7 тыс. вагонов обратно в аренду «Спецэнерготрансу». В результате РТХ заметно увеличил парк, став четвертым в России железнодорожным оператором по этому показателю, и помог своему основному лизингодателю, забрав у него проблемные активы. 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions