+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.07.2016 13:40:41
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в июне 2016 года

По данным ОАО «РЖД», в июне 2016-го на сети было погружено 101,3 млн т грузов, что на 4,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Примечательно, что на этот раз положительная динамика погрузки была зарегистрирована не только по низко- и среднеходным номенклатурам, но и по ряду высокодоходных грузов, включая сборные и грузы в контейнерах.
 

Оживление в высокодоходном сегменте

По данным ЦФТО – филиала ОАО «РЖД», в июне 2016 года на сети погружено 101,3 млн т грузов, что на 4,2% больше, чем за аналогичный период 2015 года. При этом погрузка во внутрироссийском сообщении увеличилась на 2,7 млн т (+4,3% к июню 2015 г.), на экспорт – на 1,4 млн т (+4,1%). План грузовой работы в июне был превышен на 1,3 млн т, или на 1,3%.

Судя по данным РЖД, в целом положительная динамика грузовой работы в июне 2016 года была достигнута в основном за счет увеличения объемов погрузки каменного угля – до 25,6 млн т (+5,9% к июню 2015 г.), строительных грузов – до 13,8 млн т (+19,2%), железной и марганцевой руды – до 9,2 млн т (+5,8%), лесных грузов – до 3,6 млн т (+11%) и металлолома – до 1,7 млн т (+24,6%). При этом перевозки нефти и нефтеналивных грузов снизились до 18,7 млн т (-6,5%), зерна – до 0,8 млн т (-23,8%). Погрузка черных металлов (5,7 млн т, +0,2%), а также химических и минеральных удобрений (4,1 млн т, +1%) практически сохранилась на уровне июня прошлого года. Нельзя не отметить, что при сохранении превалирования объемов погрузки низкодоходных грузов над остальными ряд высокодоходных номенклатур показали заметный рост. В частности, позитивная динамика отмечена в сегменте сборных (0,4 млн т, +2,6%) и контейнерных (2,1 млн т, +14,1%) грузов. Для сравнения – по обеим номенклатурам еще в апреле 2016 года наблюдался негативный тренд, например, снижение в сегменте грузов в контейнерах достигало 17%.

Уголь и стройгрузы сохраняют рост

По данным ОАО «РЖД», объемы погрузки строительных грузов в июне 2016-го достигли 13,8 млн т, что на 19,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, перевыполнение плана по стройгрузам составило 243,1 тыс. т, или +1,8%. При этом если позитивная динамика в сегменте погрузки угля отмечается достаточно давно, то рост погрузки стройгрузов (после двухлетнего падения) начался сравнительно недавно (в октябре 2015 года) и сохраняется по сей день.

По мнению исполнительного директора НП «Национальное партнерство ассоциаций и союзов предприятий промышленности строительных материалов» Владимира Сергеева, положительная динамика грузовой работы на сети в сегменте стройгрузов обусловлена рядом причин. «Первая и, наверное, главная – это лицензирование импорта щебня, который составлял значительную долю в поставках этой продукции потребителям в РФ – до 26 млн т ежегодно, – поясняет В. Сергеев. – По итогам прошлого года импорт сократился до 10 млн т, соответственно, высвободившиеся объемы потребления были заняты российскими производителями». Вторая причина, по его словам, заключается в том, что в конце прошлого и начале нынешнего года рынок стройгрузов вернулся к такой форме работы, как зимний завоз щебня. «В результате темпы роста погрузки этой продукции в первые 4 месяца 2016-го, по оценкам ИПЕМ, в 25 раз опережали среднесетевые темпы роста погрузки всех грузов на сети ОАО «РЖД», – отмечает В. Сергеев. Кроме того, эксперт указывает и третью причину увеличения погрузки стройгрузов. «Она сводится к тому, что, несмотря на трудный период в экономике России, продолжается реализация целого ряда крупных инфраструктурных проектов, таких как Керченский мост, Новая Москва, дорожные проекты в Северо-Западном, Центральном, Уральском и других федеральных округах», – говорит В. Сергеев.

Лом неожиданно вырос

В июне 2016 года погрузка лома черных металлов выросла на 24,6% по сравнению с июнем 2015-го и достигла 1,7 млн т. При этом был перевыполнен план погрузки по данной номенклатуре (на 254 тыс. т, или +17,5%), Напомним, что до июня рост погрузки в этом сегменте регистрировался лишь в мае 2016 года, когда на сети было погружено 1,5 млн т металлолома (+16,4% к маю 2015 г.). Ранее, в апреле 2016-го, погрузка лома составила 1,4 млн т (-10,4%), а в марте – 1,1 млн т, и снижение было еще более выраженным – до 16,9%.

По мнению генерального директора ООО «Вторчермет-Находка» Артура Нурмухамедова, положительная динамика в сегменте перевозки лома по железной дороге наметилась, скорее всего, благодаря возврату части грузопотоков с автомобильного транспорта на железнодорожный. «Разница между ценой перевозки лома черных металлов по железной дороге и по шоссе зависит от конкретных условий доставки, и в ряде случаев транспортировка автомобилями обходится грузоотправителю даже дешевле, – считает он. – Однако в настоящих условиях изменение логистики перевозок отправителями вполне могло вылиться в перевод части грузопотока на рельсы». Напомним, что ранее эксперты указывали, что переход лома на автотранспорт связан не только с дороговизной железнодорожных перевозок, но и со скоростью доставки. «Не секрет, что порой средняя скорость передвижения вагона не превышает десятка километров в сутки, – отмечал в недавнем прошлом Михаил Родионов, глава аналитического отдела НП НСРО «Руслом.ком». – Кроме того, на железной дороге отсутствует возможность в течение дня без предварительных заявок, согласований и т. п. найти подвижной состав, загрузить его и отправить грузополучателю, причем не на ближайшую станцию, а прямо на склад или в цех».

Удобрения и черные металлы: возможна стагнация

В июне 2016 года на сети РЖД было погружено 4,1 млн т минеральных и химических удобрений, что на 1% выше результата, зарегистрированного в июне 2015-го. Напомним, что в мае 2016 года погрузка по сравнению с маем 2015-го незначительно снизилась – на 0,5%, до 4,21 млн т, при этом в период с января по апрель 2016 года рост в сегменте погрузки удобрений сохранялся в диапазоне 3,5–5,7% (4,3–4,7 млн т ежемесячно). Как признал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров на 84-й конференции Международной ассоциации производителей удобрений (IFA), сегодня отрасль находится под давлением ряда факторов, тормозящих ее развитие. «Прежде всего они связаны с охлаждением мирового рынка», – отметил Д. Мантуров. По мнению участников отрасли, в настоящих условиях основная проблема производителей минудобрений заключается в том, что они располагают ограниченным числом вариантов снижения себестоимости цепочек поставок. «Ввиду крупнотоннажного характера всех наших производств, а также из-за того, что перевозки осуществляются преимущественно на дальние расстояния, автотранспорт не может массово использоваться для нашей отрасли», – отмечает директор ООО «Уралхим-Транс» Всеволод Ковшов.

Кроме того, эксперты ссылаются на рост ставок на предоставление полувагонов. По данным портала «Промышленные грузы», стоимость суточной аренды выросла с 400–450 руб. в январе 2016-го до 550–600 руб. к настоящему времени. «Полагаю, что в II полугодии мы увидим ставки и в 700–800 руб./сут. Эта негативная тенденция увеличивает транспортные расходы всех грузовладельцев», – считает В. Ковшов. Что касается ставок на минераловозы, то, по словам участников рынка, здесь ситуация остается стабильной – на уровне прошлого года. При этом парк минераловозов стал пополняться за счет новых хопперов повышенной грузоподъемности, а также ставших излишними цементовозов лишь недавно. В частности, в ПАО «Уралкалий» заключили контракт на поставку 400 ед. такого подвижного состава.

Нефть и нефтепродукты: нисходящий тренд сохраняется

Погрузка нефти и нефтепродуктов в июне 2016 года составила 18,7 млн т, что на 6,5% ниже результата июня 2015-го. Таким образом, установившийся тренд на снижение погрузки в этом сегменте в настоящее время сохраняется. При этом план грузовой работы перевозчика на июнь 2016 года в сегменте нефтеналивных грузов был перевыполнен на 236,6 тыс. т, или на 1,3%.

Эксперты ИПЕМ указывают, что в период с 2010 по 2015 год объем перевозки нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом снизился незначительно (-2%), в то же время объемы перевозки сырой нефти за аналогичный период сократились на 54,5% из-за перехода данного груза на трубопроводный транспорт. «Стоимость транспортировки сырой нефти железнодорожным транспортом выше, чем трубопроводным, – констатирует заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук. – Так, при перевозке сырой нефти из Уральского федерального округа в порты Северо-Запада железнодорожным транспортом ее стоимость примерно в 2 раза выше цены доставки трубопроводным. Например, при перевозке нефти из Тюмени в порт Усть-Луга стоимость транспортировки 1 т на железнодорожном транспорте составит 2993 руб., а трубопроводным – 1697 руб.».

В ИПЕМ также отмечают, что в перспективе при реализации проектов строительства трубопроводов с железнодорожного транспорта переключится свыше 20 млн т нефтяных грузов, а потери в доходах ОАО «РЖД» составят более 25 млрд руб. ежегодно. «При этом железнодорожный транспорт теряет не только нефтяные грузы, перевозимые маршрутными отправками, которые переключаются на трубопроводный транспорт, – отмечает В. Савчук, – но и грузы, перевозимые повагонными отправками, которые уходят на автомобильный транспорт». По мнению эксперта, для частичной компенсации уходящих объемов перевозок в долгосрочной перспективе целесообразно развивать сервисы и оптимизировать тарифную политику по перевозке нефтепродуктов и химических грузов в танк-контейнерах.

Зерно упало впервые за полгода

В июне 2016 года погрузка зерна по сети РЖД составила 780,1 тыс. т, сократившись на 23,8% по сравнению с июнем 2015-го. Отрицательная динамика зафиксирована впервые с января 2016 года (тогда снижение составило 16,2%). С февраля по май погрузка зерна находилась в положительной зоне (+18,4% в феврале, +22,6% в марте, +33,9% в апреле и +6,1% в мае). Всего за I полугодие 2016-го погружено 8,4 млн т, что на 7,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В сравнении с планом в июне 2016 года отставание в погрузке зерна на сети составило 7,8%, всего железнодорожники недосчитались почти 66 тыс. т. При этом большинство дорог не только справились с планом, но и перевыполнили его. Больше всего (+58,8 тыс. т к плану) погрузили на Южно-Уральской железной дороге. Однако на шести дорогах было допущено отставание от плана. Например, на МЖД оно достигло 16,6 тыс. т, на ПривЖД и ЮВЖД – 16,4 тыс. т и 149 тыс. т соответственно.

30 июня завершился очередной сельскохозяйственный год. По оперативным данным Федеральной таможенной службы, экспорт российского зерна по завершении периода составил около 33,8 млн т, что на 10,8% больше, чем годом ранее (30,5 млн т). В последнюю неделю июня цены на пшеницу на мировых рынках снижались. Для поддержания цен на внутреннем рынке Минсельхоз, как ожидается, проведет зерновые интервенции в августе – сентябре. Закупки могут составить около 2 млн т.

Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions