+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.07.2016 13:35:47
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в I полугодии 2016 года

Анализ итогов грузовых железнодорожных перевозок за I полугодие 2016-го позволяет выделить как минимум две заметные тенденции. Во-первых, это рост объемов внутрироссийских перевозок на фоне относительной стагнации экспорта и продолжающегося снижения импорта и транзита. Во-вторых, это изменения в структуре перевозок по тарифным классам: явный перевес низкодоходных грузов теперь сопровождается сокращением темпов падения в высокодоходном сегменте.
 

В пользу внутренних направлений

По данным ОАО «РЖД», объем внутренних грузоперевозок в I полугодии 2016-го составил 390 630 тыс. т, что на 2,8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Особенно ярко тенденция к росту проявилась в июне 2016-го, когда по внутренним направлениям доставили 66 682 тыс. т грузов, что на 3,4% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Напомним, что в I полугодии 2015-го картина была иной: внутрироссийские перевозки демонстрировали негативный тренд, сократившись на 2,8% (до 379 976 тыс. т), причем к концу 2015 года ситуация не изменилась: было перевезено 801 063 тыс. т товаров для внутреннего потребления, что на 2,3% ниже результата 2014-го.

Положительная динамика внутрироссийских перевозок в январе – июне 2016 года была достигнута за счет наращивания объемов транспортировки угля до 84 747 тыс. т (+1,6% в годовой динамике), руды – до 52 592 тыс. т (+1,2%), лесных грузов – до 8895 тыс. т (+4,1%) и хлебных грузов – до 5753 тыс.т (+4,8%). В лидеры по наращиванию внутренних отправок вышли минерально-строительные грузы (101 283 тыс. т, +10,5%) и удобрения (10 467 тыс. т, +9,1%). В первом случае в качестве драйверов роста выступили такие факторы, как оживление строительства в стране, включая ремонт путей, а также лицензирование импортного щебня, а во втором – изменение конъюнктуры рынка удобрений, которое привело к переориентации на внутрироссийские поставки. «На фоне снижения активности на экспортных рынках производители были больше заняты отгрузками российским потребителям, что и сказалось на объемах погрузки на железную дорогу», – прокомментировал ситуацию старший вице-президент Raiffeisen Bank Константин Юминов.

Что касается экспортных перевозок, то по итогам I полугодия 2016-го их объем остался на уровне аналогичного периода прошлого года (212 586 тыс. т). При этом объемы экспорта через порты выросли, а через сухопутные погранпереходы, наоборот, снизились. Положительная динамика отмечена в сегментах экспорта угля: через порты перевезли 60 302 тыс. т угольной продукции (+13,5% по сравнению с январем – июнем 2015 г.). Экспорт черных металлов через порты достиг 13 132 тыс. т (+5,2%), экспорт леса через порты и погранпереходы составил 14 454 тыс. т (+11,3%), удобрений вывезено 16 300 тыс. т (+1,4%), хлебных грузов – 4280 тыс. т (10%).

Импорт и транзит сохранили тенденцию к снижению, хотя и с меньшими темпами (в 2015 г. по сравнению с 2014 г. – 24,7 и 17,4% , а в 2016 г. – уже 10,2 и 16,2% соответственно). Негативная динамика в сегменте импорта сохранялась практически по всем видам грузов: так, строительно-минеральных ввезли 8607 тыс. т (-25,8%), нефтяных – 772 тыс. т (-13,2%), угля – 11 681 тыс. т (-5,4%). Падение в сегменте транзита за I полугодие 2016 года также отмечено по многим номенклатурам, за исключением черных металлов (692 тыс. т, +37,9%), удобрений – 124 тыс. т (+3,4%), хлебных грузов (311 тыс. т, +8,5%).

Оживление за счет контейнеров

Примечательно, что в течение I полугодия 2016 года положительная динамика была зарегистрирована не только по низкодоходным номенклатурам (в первую очередь угля и стройгрузов), но и по ряду высокодоходных, включая грузы в контейнерах. В целом темпы снижения перевозки грузов третьего тарифного класса составили всего 1,5% (год назад аналогичный показатель достигал 5,5%), в частности, за январь – июнь 2016-го объемы перевозок в контейнерах выросли на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Тот факт, что контейнерный рынок набирает обороты, подтвердили и эксперты. Более того, ведущий эксперт-аналитик ИПЕМ Сергей Оленин предположил, что данная тенденция поможет восстановить прежние темпы роста рынка контейнерных перевозок в стране. «Одновременно вырос и уровень контейнеризации грузов, который в последние несколько лет, за исключением 2015-го, демонстрировал положительную динамику, – отмечает он. – Причем наиболее диверсифицированной оказалась структура внутренних перевозок». В настоящее время основными грузами, перевозимыми по сети в контейнерах во всех видах сообщения, являются химикаты и сода (более 20%), метизы (около 13%) и целлюлозно-бумажная продукция (около 12%), что объясняется их высокой востребованностью основными отраслями промышленности РФ.

Эксперты также считают, что одним из драйверов улучшений стал эксперимент с отменой оформления заявок ГУ-12. Напомним, что с 1 мая по 31 июля текущего года в тестовом режиме действует новый порядок приема грузов в контейнерах к перевозке в прямом сообщении – без подачи заявки ГУ-12, ее согласования с перевозчиком, а также визирования железнодорожной накладной. В РЖД надеялись, что это позволит привлечь спотовых клиентов, заинтересованных в отправке контейнера в день обращения, включая выходные, и, похоже, не прогадали. Кроме того, в марте 2016 года правление ФАС также приняло решение установить для перевозимых по железной дороге грузов второго и третьего тарифных классов нижнюю границу тарифного коридора на уровне -25% без ограничения предельного расстояния. Сделано это в целях более активного применения гибких тарифных решений в рамках ценовых пределов, повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта и обеспечения прироста выручки перевозчика за счет возврата грузов на железную дорогу.

В сегменте высокодоходных не все так просто

Расклад сил в сегменте транспортировки высокодоходных грузов определяется поведением двух основных игроков – нефтепродуктов и черных металлов, чьи доли в структуре грузовой работы достаточно весомы. Перевозка нефтяных грузов по итогам I полугодия 2016-го сохранила нисходящий тренд: его темпы достигли 8,2% (всего перевезено 122 695 тыс. т) против аналогичного результата в 2,6% (133 708 тыс. т), зарегистрированного годом ранее. В сегменте транспортировки черных металлов ситуация более благоприятная: за I полугодие 2016-го перевезли 40 335 тыс. т этой продукции, что всего на 1,6% ниже уровня аналогичного периода прошлого года. Снизились темпы сокращения перевозок (год назад они составляли 3,8%), на 5,2% выросли объемы экспорта через порты – до 13 132 тыс. т. Отраслевые эксперты объясняют улучшения в первую очередь ценовой конъюнктурой мирового рынка. По данным ТПП РФ, в I полугодии 2016 года рост стоимости металлопроката составил более 30%, а в некоторых случаях достиг и 100% – в рамках общемировой тенденции, которая наблюдается повсеместно – не только в Европе, но и в таких странах, как Индия, Китай, Бразилия и других, за исключением России.

Улучшение в сегменте железнодорожных перевозок черных металлов отчасти может объясняться и предоставлением тарифных преференций производителям экспортной продукции на I квартал 2016 года, а также его продлением, объявленным в конце апреля. При этом сохранился фактор, ограничивающий экспорт российской стальной продукции – усиление в 2016-м ограничительных мер нетарифного регулирования со стороны стран-импортеров, помимо уже введенных в 2015 году рядом европейских стран антидемпинговых таможенных пошлин. По словам представителя одного из крупных металлургических холдингов, именно эти меры и влияли на снижение темпов роста экспорта черных металлов из РФ в начале 2016 года.

Среднедоходные снижаются

По итогам I полугодия 2016 года темпы снижения объемов перевозок в сегменте среднедоходных грузов упали до 7,3% (год назад эта цифра равнялась 4%). Произошло это несмотря на рост объемов перевозки удобрений (27 091 тыс. т, +4,7%) и хлебных грузов (10 851 тыс. т, +10%). Напомним, что высокие темпы прироста погрузки удобрений в январе и феврале 2016-го сменились понижением на 0,5% в мае, а в марте крупнейшие российские производители азотных и калийных удобрений – «Уралхим» и «Уралкалий» – вслед за угольщиками и металлургами просили правительство отменить повышенный на 13,4% в конце 2014 года тариф на экспортные железнодорожные перевозки. По их словам, с 2014-го рыночная стоимость удобрений снизилась на 40–50%, а доля транспортных расходов в издержках существенно выросла. Однако решение о снижении тарифов для экспортеров удобрений так и не было принято.

Серьезное снижение в сегменте перевозки среднедоходных грузов не удалось компенсировать за счет роста погрузки ряда грузов, например лома черных металлов, который был зарегистрирован в конце полугодия. Тем не менее ситуация с погрузкой лома любопытна. Так, в нынешнем июне она выросла на 24,6% по сравнению с прошлогодним июнем и достигла 1700 тыс. т, при этом был перевыполнен план погрузки по данной номенклатуре (на 254 тыс. т, или +17,5%), Напомним, что вплоть до июня рост в этом сегменте регистрировался лишь в мае 2016 года, когда на сети было погружено 1500 тыс. т металлолома (+16,4% к маю 2015 г.). Ранее, в апреле 2016-го, погрузка лома составила 1400 тыс. т (-10,4%), а в марте – 1100 тыс. т, и снижение было еще более выраженным – до 16,9%.

Таким образом, мы видим, что на динамику грузовой работы в I полугодии 2016 года существенное влияние оказывали несколько факторов, прежде всего рыночная конъюнктура. Однако определенную роль сыграла и политика перевозчика, включая изменения в тарифообразовании, которые в целом демонстрировали пусть и не всегда оперативный, но достаточно гибкий и взвешенный подход. Очевидно, что в определенных сегментах перевозок предпринятые перевозчиком меры дали свои плоды, и это видно по увеличению объемов погрузки. Впрочем, это не отменяет необходимости дальнейшего совершенствования тарифной политики и поиска решений, выгодных как перевозчику, так и грузоотправителям.

Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions