+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.08.2016 18:00:15
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Энергетический уголь корректирует свой рост

На рынок железнодорожных перевозок, как полагают его участники, действует ряд факторов, которые способны в любой момент способствовать как его росту, так и резкому падению. 

Рынок подает тревожные сигналы
С одной стороны, конкурентоспособность российского энергетического угля на рынке АТР поддерживается целым рядом факторов. В частности, относительно низкими ставками фрахта морского флота. Так, стоимость перевозки топлива балкерами класса Panamax из порта Восточный потребителям в Азии в I полугодии 2016 г. держалась в среднем на 6,8% ниже, чем годом ранее. Кроме того, конкуренция стивидоров ДФО не позволяла завышать ставки на перевалку угля стивидорам, что также в текущем году способствовало активизации вывоза сырья в страны АТР.
Однако, по данным Argus, в августе ситуация начала меняться: цена на высококалорийный уголь для электростанций российские компании повысили на 5–6% по сравнению с июлем. Это весьма существенное повышение ставок. Ранее экспортные цены держались на уровне, ниже мирового.
По данным ФТС РФ, в I полугодии 2016-го темпы роста валового экспорта отечественного угля составили 8,5%, а в стоимостном выражении они оценивались на 18,7% ниже, чем за аналогичный период 2015 года. Иными словами, российские поставщики вывозили за рубеж уголь по ценам, которые были даже меньше прошлогодних. Между тем, иностранные шахты и разрезы в 2016 году ощутимо повысили свои ставки. В результате российский уголь выигрывал по отношению с ними. Однако в августе ситуация начала меняться. По оценкам экспертов, российские угольщики будут вынуждены повышать цены и в дальнейшем по мере роста своих расходов.
Кроме того, в августе в России на 10% (по сравнению с предыдущим месяцем) поднялась и аренда полувагонов – под влиянием того, что операторы были вынуждены утилизировать старый парк на фоне растущего спроса на транспортировку угля и строительных материалов.
В рамках XXIII Международной специализированной выставки горных разработок «Уголь России и Майнинг», прошедшей в июле 2016 года Новокузнецке, эта тема вызвала беспокойство среди угольных компаний, у которых доля транспортной составляющей достигла 50% от общей стоимости продукции.
Определенную дезорганизацию в планы энергетиков внесло в августе инициатива по созданию в Сибири «безуглеродной зоны», которая могла резко уменьшить потребление угля на внутреннем рынке РФ. Конечно, это могло произойти только в перспективе. Однако в случае принятия ряда правительственных решений, энергетикам пришлось бы корректировать свои планы закупок уже в ближайшее время.

Временное стечение обстоятельств
Вместе с тем, помимо тревожных сигналов, которые поступали в августе 2016 года с глобального рынка, оставалось немало факторов, указывавших на благоприятные тенденции для железнодорожных перевозок угля в дальнейшем.
Поэтому вполне вероятно, что снижение темпов прироста погрузки угля на сети РЖД в июле и августе, скорее всего, связано с временной коррекцией рынка. Летом абсолютно все экспортеры стремились воспользоваться ситуацией, чтобы по максимуму отправить свою продукцию за рубеж. Однако не все смогли это сделать в силу стечения ряда обстоятельств.
Во-первых, ажиотаж привел к проблемам с подачей вагонов, сообщили в ПАО «Кузбасская Топливная Компания». Ведь благоприятная ситуация на рынке подогревала и другие номенклатуры грузов, а энергетический уголь – не самый доходный из них, поэтому подвижной состав иногда подавали под него не в первую очередь.
В августе 2016 года, как отметили другие грузоотправители, в наибольшей степени испытали проблемы с отправкой своей продукции те предприятия, которые привлекают для этого арендованные вагоны. Они столкнулись на ряде направлений с дефицитом подвижного состава. В частности, на это указал представитель угольного подразделения группы ММК – «ММК-Уголь». Собственники подвижного состава были озабочены обеспечением доходности своего бизнеса. И это сыграло свою роль в снижении темпов роста погрузки угля.
Во-вторых, активность грузоотправителей на Восточном полигоне совпала с периодом ремонтных работ на Транссибе и БАМе (значительную часть окон запланировали как раз на конец июля – сентябрь).
В-третьих, в июле–августе на Юге России и на Транссибе отмечен пик пассажирских перевозок, что негативно повлияло на динамику транспортировки угля в обоих направлениях, отметил генеральный директор АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин.

Благоприятные перспективы
По словам П. Иванкина, воздействие этих сезонных обстоятельств продлится где-то до сентября. Соответственно, растянется и коррекция рынка. А в октябре положительная динамика погрузки угля должна восстановиться. Под влиянием глобальных факторов перевозки на экспорт могут колебаться. Однако в середине осени ожидается массовый зимний завоз угля для нужд российских электростанций. Так что потенциал для увеличения доли угля в общей структуре погрузки на сети РЖД в ближайшей перспективе сохраняется.
Александр Солнцев
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions