+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.09.2015 16:06:09
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Электронное взаимодействие ускорит поезда

Процедуры электронного взаимодействия РЖД, таможенной и налоговой служб выходят на новый уровень: все данные должны будут поступать в единую автоматизированную систему. Такое решение стало возможным после принятия поправок в Налоговый кодекс РФ. 

Контроль «складывают» в одну систему

Как пояснил заместитель генерального директора ООО «ТБЦ» Константин Стогов, прорывное решение появилось после того, как на законодательном уровне была закреплена необходимость электронного взаимодействия ФТС и ФНС. Ведь в противном случае не получилось бы избавиться от необходимости дожидаться прибытия на таможенный пост всех документов в бумажном виде.

Уже давно при перевозках на многих ключевых направлениях, по которым перевозят экспортные грузы, между железными дорогами и таможней был налажен обмен транспортными накладными на груз в электронном виде. Однако на станциях погранперехода таможенники все равно были вынуждены тянуть с решением до тех пор, пока вдогонку не прибудут коммерческие документы на груз.

Самое главное – они должны были убедиться, что все обязательные платежи и сборы грузоотправителем были оплачены. Только после этого на таможне могли выдать его представителю справку, подтверждавшую право налогоплательщика на применение нулевой ставки по НДС при внешнеторговых перевозках. Без предъявления такой бумаги в ФНС ничего не возмещали: в законодательстве не указывались иные носители информации для налоговиков.


Теперь в Налоговом кодексе РФ есть строка о том, что для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов при реализации товаров налогоплательщик может представить в налоговый орган реестр перевозочных, товаросопроводительных или иных необходимых документов в электронной форме вместо реестра указанных документов на бумажном носителе.

«По сути, это означает: практически весь комплект документов, сопровождающих груз, которые требуется предъявить на таможне при экспорте, может быть предъявлен на цифровом носителе. Таким образом, создана основа для дальнейшего взаимодействия между ФТС и ФНС в электронном виде. Иными словами, по каналам связи высылается цифровой документ, заверенный электронной цифровой подписью», – пояснил К. Стогов.


С целью обеспечения подобного обмена, как сообщили в Минфине, создается единая база электронных документов, сопровождающих экспорт грузов, для двух ведомств. Именно благодаря этому на таможенном посту больше не требуется сверять электронные и бумажные носители информации. Несоответствия, если они имеются, выявят непосредственно на уровне электронных документов еще до того момента, как груз прибудет на границу. И у добросовестного грузовладельца будет время, чтобы исправить допущенные ошибки.

Единая система хранения данных на первом этапе формируется в рамках как раз того самого проекта, который вместе ведут ФНС и ФТС для упрощения подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте. И это логичный шаг по ужесточению контроля за транзакциями, пояснил партнер юридической компании «Щекин и партнеры» Денис Щекин: налоговикам откроется более полная картина уплаты НДС поставщиками.

Поэтому у них есть свой интерес – бороться с серыми схемами при внешнеторговой деятельности, а также с лжеэкспортом (это когда экспортер получает возмещение НДС, а товар фактически за границу не вывозится). Электронный обмен документами между таможенной и налоговой службами сведет риски подобных операций к минимуму.

До сих пор таможенники не обменивались с налоговиками информацией по счетам-фактурам, что затрудняло выявление фирм-однодневок. Теперь уровень администрирования двух ведомств повысится, полагает сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.

Виртуальные документы  бегут впереди поезда

Как отметили в ОАО «РЖД», технология электронного взаимодействия ФТС, ФНС и российских железных дорог отрабатывалась на полигоне Октябрьской магистрали. А точнее, на российско-финляндском направлении. Дело в том, что Финские железные дороги сами вышли с рядом инициатив в сфере обмена электронными документами. К тому же у них имелся солидный опыт взаимодействия между таможенными и налоговыми ведомствами.

«Вот почему именно здесь и был приведен эксперимент с безбумажным сопровождением перевозок экспорта в Финляндию. Принятие поправок в Налоговый кодекс РФ теперь позволяет этот опыт тиражировать», – пояснил К. Стогов.

На ОЖД для развития технологий электронного взаимодействия с ФТС и ФНС России создан проектный офис, уточнил заместитель начальника Октябрьского ТЦФТО по маркетингу Артем Шепеляев.

В ОАО «Карельский окатыш» – предприятии, участвовавшем в эксперименте, – высоко оценили результаты пилотного проекта и рады, что поправки в законодательство РФ позволяют совершенствовать безбумажные технологии при отправках продукции на экспорт по железным дорогам.

«Сделан заметный шаг вперед. Но мне кажется, что это только начало пути. Российское законодательство требует дальнейшего совершенствования, чтобы свести к минимуму задержки, которые могут приводить к простоям вагонов на границе», – считает президент НП «Гильдия экспедиторов» Семен Резер.

В частности, теперь надо, чтобы и в других соседних странах подтянулись. Возможно, уйдет не один год, пока таможенные и налоговые ведомства, например, государств СНГ смогут обеспечить аналогичный уровень взаимодействия в сфере электронного документооборота, который достигнут в России, предположил К. Стогов. Пока нет гарантий, что железнодорожный состав не встанет на путях после пересечения российской границы, если в других странах будут по старинке использовать бумажные носители информации.

«Электронный поезд» на новом пути

Не стоит забывать, что в рамках деятельности рабочей группы КСТП по развитию информационных технологий разрабатывается пилотный проект «Электронный поезд», который учитывает все новейшие правовые положения, принимаемые в рамках Евросоюза и ЕврАзЭС для совершенствования международных грузовых железнодорожных перевозок. В рамках проекта апробируются инновационные решения МСЖД, ОСЖД, ЦИТ, национальных железных дорог и экспедиторов по оптимизации документооборота при перевозках грузов в международном сообщении, а также разрабатываются сквозные информационные технологии с эстафетной передачей электронных юридически значимых перевозочных и коммерческих документов, опережающих движение грузовых отправок, сказал генеральный секретарь международного Координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов.


По его словам, анализ причин простоев вагонов на границе показывает, что более 56% из всех задержек в предыдущие годы происходили из-за претензий к оформлению сопровождающих перевозки документов. Применение технологии «Электронный поезд» позволяет существенно снизить эти расходы и повысить конкурентоспособность транзитных евро-азиатских перевозок через территорию стран Таможенного союза. И это хорошо, что российская таможня идет навстречу подобным инициативам РЖД.


Вместе с тем, как отмечают представители некоторых компаний-экспортеров, электронный обмен документами не снимает всех барьеров на границе. Они во многом вытекают из применяемых в РФ таможенных технологий.

В частности, глава российского отдела интермодальных перевозок компании Itella Алексей Подчуфаров рассказал, что ФТС установлены очень жесткие требования подтверждения таможенной стоимости товара. Набор документов, которые запрашивают в России, несоизмеримо больше, нежели в других странах.

Найти повод для того, чтобы затормозить груз, в такой ситуации несложно. Кроме того, на международных пунктах пропуска могут возникнуть нестыковки с пограничниками или другими надзорными органами. Так что риски простоев железнодорожных вагонов пока остаются.

Александр Солнцев
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions