+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.06.2016 09:40:16
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Нет никаких резонов отказываться от ценовой дискриминации

Отдельный раздел проекта «Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года», разработанного Минэкономразвития, посвящён изменению существующей тарифной системы. Как известно, тарифы на перевозки разных грузов не одинаковы, при этом фактически в ОАО «РЖД» существует перекрёстное субсидирование перевозок дешевых грузов за счет транспортировки дорогих. В проекте целевой модели предлагается пересмотреть масштабы кросс-субсидирования между разными тарифными классами грузов с учётом себестоимости перевозок. Однако из документа неясно – будет ли уменьшено это кросс-субсидирование или, наоборот, увеличено. В любом случае необходимо иметь в виду, что здесь возможны два рода ошибок: опасны, с одной стороны, как полная унификация тарифов (или сильное сближение тарифных классов), так и, с другой стороны, слишком высокая степень перераспределения расходов на перевозку между различными отраслями. И в том и в другом варианте железная дорога может получить один и тот же эффект: уход грузов. Только в одном случае это ударит по низкодоходным грузам, а в другом – по высокодоходным.

Здесь необходимо избежать двух рисков. Первое: не нужно думать, что ценовая дискриминация (то есть установление разных тарифов за перевозку разных грузов при прочих равных условиях) – это некий феномен нынешней тарифной системы. Например, разброс тарифов на разные грузы в зависимости от их цены (такие тарифы называют адвалорными) на российских дореволюционных железных дорогах мог быть четырехкратным, кроме того, применялись и так называемые рефакционные (пониженные) тарифы - так что фактический разброс был еще выше.
На железных дорогах США грузы в настоящее время также перевозятся по различным тарифам: есть примеры и 4-кратного, и 10-кратного разброса ставок. Но даже если посмотреть на укрупнённые группы груза и сравнить среднюю доходную ставку за тонно-милю по некоторым грузам, то можно увидеть, что и здесь тарифы на перевозку дорогих и дешёвых грузов существенно различаются.
Таким образом, нет никаких резонов отказываться от ценовой дискриминации при перевозке различных видов грузов. Но нельзя впадать и в противоположную крайность: требовать льготных условий для отдельных грузов, исходя из социальной значимости отрасли, поскольку в этом случае убытки будут возмещаться за счет грузоотправителей более дорогих грузов. Между тем, у них чаще всего присутствует высокая эластичность спроса, и в итоге эти грузы просто уйдут с железной дороги, оставив РЖД один на один с убыточными перевозками массовых дешевых грузов, от которых нельзя ни отказаться, ни получить достаточный доход.


Фарид Хусаинов,
к.э.н., доцент РОАТ МИИТ


 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions