+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.09.2015 17:44:41
Разное / Новости
РЖД-Партнер

В Петербурге обсудили будущее экологичных перевозок

11 сентября в Санкт-Петербурге с большим успехом прошел II Международный форум «Зеленая логистика: Идеи. Практика. Перспективы». Организаторами мероприятия выступили журнал «РЖД-Партнер» и компания «Бизнес Диалог». 

Участники мероприятия обсуждали стратегии экологически ориентированного роста, использование механизмов регулирования и рыночных инструментов для охраны окружающей среды, а также те конкурентные преимущества, которые зеленая логистика дает отечественным компаниям на международном рынке. В работе форума приняли участие более 80 экспертов транспортной отрасли, представителей бизнеса, чиновников.

Свое видеоприветствие участникам форума направил генеральный директор Международного союза железных дорог (МСЖД) Жан-Пьер Лубину. «В условиях изменения климата и в то время, когда воздействие человечества стало одним из решающих факторов влияния на экосистему нашей планеты, II Ежегодный Международный форум «Зеленая логистика: Идеи. Практика. Перспективы» становится площадкой для обсуждения экологических проблем и проблем, вызываемых так называемым углеродным следом», – сказал Ж.-П. Лубину.

Работа форума началась с пленарного заседания, прошедшего под слоганом «Экологичные технологии как будущее мирового рынка». Модератором выступил Анатолий Зайцев, руководитель НОЦ ПП ПГУПС. Темы докладов отражали усилия участников форума по внедрению зеленых технологий в бизнесе и развитию законодательства в сфере экологии.


Главный инженер Октябрьской железной дороги Валерий Танаев в своем выступлении рассказал о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду, проводимых ОАО «РЖД» на полигоне Октябрьской железной дороги. По его словам, основные экологические преимущества железнодорожных перевозок обеспечиваются расширением применения электрической тяги. Например, сегодня ОАО «РЖД» более 85% грузов перевозит с использованием электровозов, что приводит к снижению загрязнения воздуха углекислым газом по сравнению с автотранспортом. Как отметил В.Танаев, в 2016 году один из напряженных участков движения Октябрьской железной дороги Гатчина – порт Усть-Луга планируется перевести на электрическую тягу. При этом уже сегодня доставка тяжеловесных поездов весом 8000-9000 т из Западной Сибири в Усть-Лугу по энергосберегающим ниткам графика позволяет достичь экономии 3–5%. Еще одним направлением зеленых технологий стала активизация перехода на безбумажный документооборот.


Начальник отдела координации аварийных работ комитета Санкт-Петербурга по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Игорь Березин рассказал о системе предупреждения и ликвидации последствий разлива нефтепродуктов в акватории Большой Невы и малых водоемов Санкт-Петербурга, отметив при этом рост количества экологических угроз в связи с большими объемами перевалки нефтегрузов на терминалах и рейде порта. Дополнительным риском для экологии становятся маломерные суда, множество из которых работают на Неве во время навигации.

«К сожалению, мы пока не можем в полном объеме оценить все риски, с которыми может столкнуться город из-за перевозки опасных грузов всеми видами транспорта. Для этого мы бы хотели уточнить, по каким маршрутам перевозят опасные грузы, а также уровень опасности их транзита в зависимости от объемов и степени вредности доставляемых веществ. Это необходимо в плане дальнейшего развития наших экологических программ. Они, безусловно, будут совершенствоваться и ужесточаться», – рассказал И. Березин.

А. Зайцев представил проект трассы на магнитном подвесе по перевозке контейнеров по маршруту порт Усть-Луга – Белый Раст. Впервые возможности грузовой магнитолевитационной платформы для транспортировки крупнотоннажного контейнера были представлены научной группой, в которую входит А. Зайцев, весной 2015 года. Летом с работой прототипа познакомился министр транспорта РФ Максим Соколов. Общий объем инвестиций в строительство магистрали, по расчетам компании EMMI Logistic Solutions (США), предполагается на уровне 949,6 млрд руб. Расчетный срок строительства трассы – 5 лет. На ней намечено использовать 682 ед. инновационного подвижного состава. Для его эксплуатации и обеспечения перевозок грузов затраты ожидаются на уровне 6,45 млрд руб. в год. Жизненный цикл объектов инфраструктуры, которые намечено создать, планируется не менее 50 лет. Как подчеркнул А. Зайцев, деньги на строительство предполагается найти у частных инвесторов.

И. о. руководителя филиала АО «РЖД Логистика» в Санкт-Петербурге Дмитрий Бибиков рассказал о реальных проектах компании, законченных в конце 2014 – первой половине 2015 года, по переводу перевозок крупных грузоотправителей с автомобильного на железнодорожный транспорт. Проекты были реализованы главным образом в Уральском регионе, и клиентами «РЖД Логистики» стали крупные горнорудные управления. Итогом работы только за I полугодие 2015-го стал перевод на рельсы около 500 тыс. т грузов, что не только позволило снизить выбросы СО2 в атмосферу, но и уменьшило нагрузку на автодорожную сеть ряда областей.

Подводя итоги пленарного заседания, участники форума подчеркнули, что правительству РФ и в регионах необходимы законодательные рычаги для контроля за деятельностью крупных промышленных компаний Санкт-Петербурга. А также инструменты финансовых поощрений и преференций для поддержки тех компаний, которые добровольно внедряют экологические стандарты производства.

Панельная дискуссия была посвящена рассмотрению предложенных участниками бизнес-кейсов компаний в сфере внедрения зеленых технологий на транспорте и в промышленности. Ее модератором стал заместитель генерального директора редакции журнала «РЖД-Партнер» Иван Ступаченко.

Руководитель службы охраны труда и окружающей среды JTI в СНГ Юлия Андреева отметила, что забота об окружающей среде является приоритетом компании, ежегодно инвестирующей миллионы долларов в совершенствование экологических

систем. С 2009 года JTI на глобальном уровне снизила уровень образования промышленных отходов на 16%, при этом увеличила долю вторичной переработки на 3%.

Петербургская фабрика JTI «Петро» отправляет на переработку более 70% отходов.

Важным проектом по энергосбережению на фабрике стало повторное использование тепловой энергии. Тепло от работающих машин используется для обогрева помещений, что позволяет экономить до 4% от общего энергопотребления «Петро». Также компания поделилась опытом снижения промышленного запаха: в конце прошлого года фабрика установила инновационное оборудование Neotechnik Aerox, очищающее воздух от промышленного запаха с помощью холодной плазмы. Инвестиции в этот проект составили 2,3 млн долл.

Большой интерес вызвало выступление старшего вице-президента VR Group по связям с общественностью и окружающей среде Отто Лехтипуу. Он рассказал о системе организации бизнеса в транспортной группе, в которой традиционно значительное внимание уделяется экологическим программам и усилиям по снижению воздействия транспорта на окружающую среду. Сегодня в железнодорожном подразделении VR Group используется 9 тыс. вагонов, многие из которых требуют замены. «Компания собирается сократить парк вагонов, а оставшимися перевозить большие объемы грузов. Для этого планируется увеличить вместимость вагонов с 20,5 до 25 кт. Эти меры, в частности, помогут нам в рамках программы по повышению энергоэффективности и снижению воздействия на окружающую среду», – рассказал он.

Сергей Игнатьев, руководитель направления «Офис» компании Antalis, рассказал, что переориентация современного бизнеса на безбумажный документооборот не всегда связана с благотворным воздействием на экологию. Например, офисную бумагу возможно перерабатывать до 10–15 раз, тогда как всего лишь 18% компьютерных комплектующих пригодны для переработки. Усилия Antalis направлены не только на совершенствование способов снижения воздействия на окружающую среду, глубокую переработку бумаги и древесины, но и на изменение сознания потребителей бумаги. Одним из флагманов такого движения стало появление в сортаменте продукции фирменной бумаги для офисов формата А5, которая стала демонстрировать рост продаж в последние 3 года.


Заключительная экспертная дискуссия была посвящена рассмотрению и построению зеленых транспортных коридоров. Ее модератором был Максим Максимов, генеральный директор Музея логистики, коммерческий директор компании «СОЛВО». Он отметил, что относится к проектам зеленой логистики зачастую критически, так как сегодня определяющим фактором для развития того или иного маршрута перевозок является не экология, а экономика.

Эту мысль поддержал в своем выступлении исполнительный директор Объединения вагоностроителей Василий Варенов. Приведя пример с разработкой новых моделей грузовых вагонов НПК «Уралвагонзавод», изготовленных с использованием композитных материалов и алюминиевых сплавов, он отметил, что при всех достоинствах этого подвижного состава на него нет спроса, что объясняется высокой ценой.


«Заинтересуйте производителя или покупателя вагонов экономическими преференциями, и он выберет экологическую модель. А пока что потребитель выбирает экономическую эффективность», – заявил В. Варенов. При этом он надеется, что государственное стимулирование зеленых технологий вагоностроения может сдвинуть процесс появления на сети новых типов подвижного состава с мертвой точки.

Директор по развитию ООО «Логистическая компания «Семь» Наталья Ганусова привела пример с расчетом цены на перевозку контейнеров из Китая в Москву исходя из сезонных колебаний железнодорожных и морских тарифов. Принимая во внимание сезонную волатильность, логисты могут обеспечить экономию для клиентов в размере нескольких сотен долларов США только из-за смены маршрута.

Выступления участников и экспертов сопровождались обширными дискуссиями. Работа II Международного форума «Зеленая логистика: Идеи. Практика. Перспективы» была признана успешной, а идея – требующей дальнейшего совершенствования и развития.

Форум проходил при поддержке Международного союза железных дорог (UIC), Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), ОАО «Российские железные дороги», Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», международной ассоциации «Координационный совет по транссибирским перевозкам», Международной федерации экспедиторских ассоциаций (FIATA), комитета по транспорту (администрация Санкт-Петербурга) и комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (администрация Санкт-Петербурга).

За информационную поддержку мы благодарим корпоративное телевидение ОАО «РЖД» – РЖД ТВ, журнал «Эксперт Северо-Запад», российскую газету The Moscow Times, международное информационное агентство Think Railways, газету «Гудок», информационно-аналитическое агентство Portnews, отраслевой портал Logistics.ru, журнал The RZD-Partner International, белорусский портал грузоперевозок Transinfo.by, журнал «Вестник транспорта», еженедельную газету для пассажиров «Стрела», сообщество специалистов по логистике и управлению цепями поставок «Клуб Логистов | Логист.ру», некоммерческое партнерство «Экологический союз», журнал «Инновации транспорта», электронное СМИ о логистике в России «ЛОГИРУС» и газету «Октябрьская магистраль». 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions