+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.12.2014 12:01:33
Разное / Новости
РЖД-Партнер

Проект Стратегии развития ж/д транспорта в РФ до 2030 г. требует значительной доработки – эксперты

Эксперты совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» считают, что проект Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года в новой редакции, подготовленной Минтрансом России, требует значительной доработки в связи с тем, что не ведет к достижению заявленных стратегических целей и задач отрасли, а также создает дополнительные риски для конкуренции и прямых частных инвестиций на ж/дтранспорте.

Соответствующее заключение утверждено 11 декабря на заседании совета, сообщила пресс-служба совещательно-консультационного органа.

По мнению экспертов совета, в обновленной редакции Стратегии смещается акцент с развития грузовых ж/д перевозок в пользу высокоскоростных магистралей. Причем при отсутствии прозрачных источников финансирования развитие ВСМ носит исключительно декларативный характер.

«Из текста новой редакции Стратегии по инновационному варианту исключено положение о полной ликвидации узких мест на железнодорожном транспорте общего пользования, – сказал председатель совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» Сергей Мальцев, слова которого приводятся в сообщении. – А по консервативному варианту сокращается строительство новых железнодорожных линий в 3 раза (c 16 017 до 5 165 км), а строительство ВСМ возрастает в 5 раз (с 659 до 3 734 км). При этом абсолютно не понятен вопрос, за счет каких источников и в каких объемах планируется фактическое финансирование 900 км ВСМ до 2020 года».

По инновационному варианту Стратегии, скорость доставки грузовых маршрутных отправок составит 450 км/сутки, что на 100 км/сутки ниже существующей скорости. Отсутствуют данные по скорости доставки повагонных отправок, охватывающих 2/3 объема погрузки. Доля отправок, доставленных в нормативный срок снижается в 2030 году по консервативному варианту с 97 до 93 %. В проекте Стратегии не анализируется факт увеличения к настоящему моменту протяженности узких мест по пропускной способности с 8,3 до 10,2 тыс. км или на 23%.

Из проекта Стратегии исключено упоминанием о системных программных мероприятиях, направленных на повышение маршрутных скоростей пассажирских поездов, следующих на расстояния более 700 км.

«За развитием скоростного и высокоскоростного пассажирского движения мы видим будущее и это правильно, но и традиционное дальнее сообщение, по крайней мере на расстоянии до 200-2500 км, имеет большое коммерческое и социальное значение в связи с разреженной сетью аэропортов в нашей стране, при которой многие средние и крупные города удалены от ближайшего аэропорта, но обеспечены железнодорожной связью», – пояснил С. Мальцев.

По мнению экспертов совета потребителей, в проекте вызывает сомнение перечень пассажирских маршрутов для ускорения с учетом стоимостных параметров. Как показывает практика, скоростное сообщение конкурентно с авиацией при времени в пути не более 4-5 часов. В этой связи наибольшие вопросы вызывают проекты, в результате которых время в пути остается более 5 часов (Хабаровск – Владивосток, стоимость 321,9 млрд руб., время в пути 6 часов 40 мин) либо уже сейчас время в пути составляет менее 4 часов (Москва – Ярославль, стоимость 120,8 млрд руб., время в пути планируется снизить с нынешних 3 ч 40 мин до 2 ч 30 мин).

В новой редакции Стратегии указывается, что повышение качества транспортно-логистических услуг должно происходить путем интеграции отдельных составляющих процесса перевозки в единую логистическую цепочку и предоставление клиентам комплексных услуг по перевозке грузов «от двери до двери» по принципу «одного окна».

«Совет потребителей в целом поддерживает идею повышения качества транспортно-логистической услуги, обозначенную в проекте Стратегии, ведь это один из наиболее эффективных инструментов роста клиентоориентированности транспорта, – отметил С. Мальцев. – В этом плане у отечественных компаний, в том числе холдинга «РЖД», есть куда развиваться, ведь сейчас наиболее сильные игроки этого рынка в России – это иностранные компании. Но, на наш взгляд, одновременно в проекте Стратегии должно быть закреплено положение, в соответствии с которым обязательным условием создания единой логистической цепочки и предоставления клиентам комплексных услуг по перевозке грузов «от двери до двери» по принципу «одного окна» является появление конкуренции в перевозочной деятельности».

Новая редакция Стратегии, как полагают эксперты совета потребителей РЖД, делает фактически невозможным проведение пилотных проектов по работе локальных перевозчиков и осуществление прямых частных инвестиций в перевозочную деятельность. В проекте необходимо развивать положения о создании конкуренции в сфере грузовых железнодорожных перевозок, так как это будет мотивировать создание конкурентного рынка транспортно-логистических услуг. Эксперты полагают, что деятельность конкурентно мотивированных частных перевозчиков станет механизмом реализации цели повышения привлекательности железнодорожного транспорта в межвидовой конкуренции на транспорте.

Эти и другие замечания вошли в экспертное заключение совета потребителей. Среди других рекомендаций Минтрансу при доработке проекта документа – дополнить его механизмом создания и принципами функционирования консолидированного вагонного парка (сейчас новации Стратегии по этой теме несут угрозы существованию института операторов подвижного состава); определить в Стратегии сферы, масштабы и границы применения государственного тарифного регулирования на железнодорожном транспорте по методу «затраты плюс» и по методу доходности инвестированного капитала «метод RAB»; указать в проекте документа источники и объемы финансирования строительства ВСМ, в том числе 900 км ВСМ в период до 2020 года с разбивкой по годам и др. Заключение совет потребителей представит в правительство и Минтранс в ближайшее время.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions