+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.05.2016 14:21:52
Разное / Новости
РЖД-Партнер

Новая модель рынка: недоверие к рыночным институтам сохраняется

В мае 2016 года Министерство экономического развития России разработало третью версию проекта «Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2020 года». 19 мая 2016 г. этот документ был разослан для обсуждения экспертным сообществом. 

Анализировать новую модель рынка разумно и логично, сравнивая ее с предложенными ранее вариантами, так как предыдущие две версии документа, выпущенные в сентябре и декабре 2015 года, подверглись резкой критике сразу по двум направлениям – идеологическому и профессиональному. В частности, сентябрьский вариант был раскритикован на экспертном обсуждении в ФАС 21 сентября 2015 г. и на ряде других публичных площадок (РЖД-Партнер писал об этом ранее). Во-первых, идеологически документ не понравился почти никому, так как был разработан в русле не только позиции РЖД, но и с позиций наиболее консервативной части менеджмента компании. Во-вторых, в документе содержалось такое количество противоречивых и зачастую просто ошибочных предпосылок, а также достаточно вольных интерпретаций статистических данных, что и выводы, полученные на их основе, выглядели сомнительными. Справедливости ради нужно отметить, что представлявший этот документ на круглом столе в Аналитическом центре при правительстве РФ директор Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Ярослав Мандрон честно признался, что главной задачей документа было – ничего не менять.
Затем, 22 декабря 2015 г. участникам рынка была представлена вторая версия целевой модели, которая получилась ещё более эклектичной и вызвала ещё большее неприятие экспертного сообщества. На этот раз недовольных стало больше, хотя и причины недовольства зачастую были абсолютно различными, если не сказать – полярными. В итоге Министерству экономического развития было поручено вторично доработать проект документа.
И вот 19 мая 2016 года Минэкономразвития разослало для обсуждения новую версию документа. Совсем ничего не менять и получить в третий раз порцию масштабной критики министерство не захотело, поэтому на этот раз документ подвергся значительной переработке, и ряд замечаний был учтен.
Рассмотрим вкратце этот документ, оставив за скобками тарифную проблематику, которую есть смысл анализировать отдельно. Так, например, из новой целевой модели рынка исчезло упоминание о единой саморегулируемой организации (СРО) операторов. Теперь допускается существование нескольких СРО, хотя по-прежнему сохраняется требование об обязательном членстве в них операторских компаний.
Исчезли пассажи о коэффициенте порожнего пробега и других эксплуатационных показателях, с помощью которых в предыдущих версиях документа обосновывались некоторые из предложений. Таким образом, те ошибки прошлых версий, которые лежали в плоскости профессиональной квалификации, а не идеологии, были более-менее вычищены.
Ещё одним условно-положительным моментом новой версии документа является тот факт, что в нем там и сям в очень осторожной манере предлагается – нет, не внедрять, но иногда «рассмотреть возможность», или провести «пилотные проекты», которые позволят «на основании соответствующего анализа» впоследствии заняться дальнейшими реформами, а именно разделением внутри РЖД услуги по перевозке и услуги по предоставлению инфраструктуры, формированием института независимых перевозчиков, в том числе на одном участке или направлении и т.д. При этом возникает ощущение, что все эти предложения прокрались в документ осторожно, на цыпочках и теперь прячутся за всякими оговорками. Иначе говоря, общественность ждёт революции, а тут ей предлагается «чижика съесть».
Таким образом, документ получился вполне умеренным и недостаточно радикальным. Между тем, как мы знаем из истории, только самые радикальные предложения, потеряв в процессе обсуждений и согласований половину своего радикализма, могут что-то изменить. Если документ с самого начала выглядит как очень осторожный, то непонятно, что же от него останется после всех дискуссий?
Вместе с тем, несмотря на устранение некоторых, наиболее сомнительных тезисов из прошлых версий, в документе сохраняется многое из старого наследия. Например, в одном из разделов в качестве направления «совершенствования сегмента оперирования» предлагается следующее: «недопущение формирования избыточного количества грузовых вагонов на железнодорожной инфраструктуре, а так же дефицита парка на основе методики определения эффективного размера вагонного парка». Казалось бы, сотрудники Минэкономразвития, разработавшие эту целевую модель, гораздо моложе экономистов времен Косыгина, Тихонова или Суслова, но эта вера в научную методику, призванную вместо настоящего рынка отвечать на все вопросы, которая была характерна для советской экономической науки 1960-70х годов, вновь правит бал в головах нынешних бюрократов. Казалось бы, весь опыт крушения экономики СССР должен был научить их тому, что нет более надёжного способа уничтожения экономики, чем так называемые научно обоснованные методики, и что единственный способ поддержания гармонично функционирующего рынка, который сам с помощью кризисов и банкротств будет очищаться от неэффективных участников – это устранение государства из рыночной сферы. Но нет, такого осознания не происходит, и из этой фундаментальной ошибки разработчиков документа вытекает множество других довольно вредных и опасных советов.
Подводя итог, можно дать документу такую оценку: да, наиболее одиозные и неквалифицированные предложения из текста были удалены, а некоторые полезные предложения - добавлены, но в целом новая версия целевой модели рынка представляет собой борьбу двух точек зрения. С одной стороны – очень осторожно и робко появляются некоторые позитивные, реформаторские предложения, нацеленные на развитие конкуренции и повышение эффективности рынка грузовых железнодорожных перевозок и инфраструктурного комплекса. Но, с другой стороны, интеллектуальным фундаментом документа можно считать сохраняющееся недоверие к рыночным институтам и попытки возложить на регуляторов часть рыночных функций. Между тем, из прошлого опыта мы знаем, что регуляторы с такой работой справляются, мягко говоря, неважно. По большому счёту – именно это, а не отдельные технические детали, являются главным недостатком предложенного к обсуждению документа.

Фарид Хусаинов,
к.э.н., доцент РОАТ МИИТ,
заместитель председателя НП ОЖдПС

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions