На российских железных дорогах заботятся об экологии - мнение

03.03.2016 09:44
Раздел: Транспортная политика

ОАО «РЖД» демонстрирует положительную динамику в сфере реализации экологических программ. 

Недавно состоялась заседание центральной комиссии по природоохранной деятельности ОАО «РЖД», проведенное ОАО «РЖД» совместно с нашим ведомством и Роспотребнадзора. На нем рассматривалась ситуация, связанная с выбросами вредных веществ в атмосферу и водные объекты.

Было отмечено, что по этим показателям достигнута положительная динамика. Со своей стороны мы готовы подтвердить, что в ОАО «РЖД» проводят большую работу по снижению объемов выбросов, загрязняющих окружающую среду.

Как сообщил старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, по итогам 2015 года все установленные задания по снижению негативного воздействия на окружающую среду оказались перевыполнены. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников снижены на 7% при плане 2%, сбросы недостаточно-очищенных сточных вод в водные объекты сокращены на 26 % при плане 10%, сбросы без очистки на 38% при плане 20%. Доля вовлечения отходов производства в хозяйственный оборот увеличена на 3%.

Еще одна позитивная тенденция, на которую хотелось бы обратить внимание: на сети российских железных дорог идет поэтапная замена традиционной пластиковой упаковки на ее биоразлагаемые аналоги. Как было сказано на совещании, в рамках программ по защите окружающей среды на сети с апреля 2016 года начнут закупать биоразлагаемые пакеты.

Для нужд холдинга ежегодно закупается несколько миллионов полиэтиленовых упаковок, которые могут в обычной среде могут просуществовать около 400 лет. В свою очередь биопакеты обладают свойством достаточно через достаточно короткий период времени распадаться на компоненты, не загрязняющие экологию. В холдинге предполагают к 2017 году перейти именно на такую упаковку.

Ведется большая работа по инвентаризации и последующей ликвидации отработанных масел, содержащих полихлорбифенилы (ПХБ) в рамках проекта с участием Организация объединенных наций по промышленному развитию (UNIDO) и Глобальным экологическим фондом в рамках выполнения Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, ратифицированной Россией.

ПХБ представляют собой стойкие органические загрязнители (СОЗ), обращение с которыми является одной из наиболее острых экологических проблем в мире. Она актуальна и для ОАО «РЖД»: диэлектрические жидкости в высоковольтном конденсаторном и трансформаторном оборудовании в значительном количестве насыщены присадками на основе ПХБ.

Масла по завершении эксплуатации необходимо очистить от ядовитых присадок для предотвращения загрязнения окружающей среды или обезвредить. Проект рассчитан на 4,5 года, в рамках которого проведена инвентаризация 50 тыс. трансформаторов, которые будут постепенно заменять на более современное и более экологически чистое электрооборудование.

ОАО «РЖД» – пока единственное из крупных предприятий России согласилось показать объемы своих отходов, которые причислены к самому опасному классу вредных веществ. Результаты этого проект станут основой для распространения полученного опыта на предприятиях других отраслей промышленности, где также эксплуатируется ПХБ-содержащая аппаратура.

В целом работа холдинга в области охраны окружающей среды получила достойную оценку экологических международных и общественных организаций, хотя при этом, на мой взгляд, остается еще ряд проблем, которые как раз мы обсуждали вместе с главными инженерами железных дорог.

В частности, переработка старых деревянных шпал, пропитанных креозотом. К сожалению, их не всегда вывозят для утилизации, а вместо этого складируют на полигонах железных дорог.

Наталья Соколова,

руководитель управления государственного экологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования РФ 

Печатная версия

Назад к списку новостей

Вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться чтобы оставить комментарий

Комментарии (0)