+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.06.2016 14:00:41
Разное / Новости
РЖД-Партнер

На пути к открытости и прозрачности

Формат существования Совета рынка грузовых перевозок должен быть определен до конца текущего года, сообщили РЖД-Партнеру в ОАО «РЖД».
 

Накануне ОАО «РЖД» и Федеральная антимонопольная служба России заключили соглашение о создании Совета рынка грузовых перевозок с целью обеспечения эффективного взаимодействия всех его участников. «Создание такого Совета мы считаем важнейшим шагом. Это площадка, где всем участникам рынка можно обсуждать средне- и долгосрочные перспективы, не нарушая закона о конкуренции, более четко планировать свои потребности и возможности», – заявил президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров.

Руководитель ФАС России Игорь Артемьев, в свою очередь, подчеркнул, что создание Совета позволит железнодорожному рынку стать более открытым и прозрачным для потребителя, вырабатывать сбалансированные решения в интересах всех его участников. Принципиально важно, что в Совет рынка будут входить десятки организаций, в том числе грузоотправители, операторы, производители техники, органы власти и многие другие. Именно такой формат позволит учитывать интересы каждой стороны, выстраивать конструктивный диалог и договариваться.

В настоящее время создается совместная рабочая группа, которая определит формат существования Совета рынка, сформирует учредительные документы и т. д. Все это должно произойти до конца 2016 года. Однако по итогам рабочей встречи с РЖД И. Артемьев сообщил, что уже к сентябрю, возможно, получится собрать всех заинтересованных лиц на единой площадке.

Ранее этот путь уже проделали участники рынка электроэнергетики. Там в Совет рынка входят потребители, производители, инфраструктурные организации, органы власти и эксперты – все вместе они работают на то, чтобы каждый день продавать и покупать киловатт-часы. С самого начала это был не совещательный институт, а реально действующий механизм по организации продажи электроэнергии в новом на тот момент конкурентном сегменте. «Важно было обеспечить согласованность действий всех вовлеченных в этот процесс участников, – рассказал заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин. – Регуляторы должны были дерегулировать сферы, где есть условия конкуренции, а регулируемые – начать работать в условиях свободного рынка».

Теперь примерно то же самое предстоит сделать в сфере грузовых железнодорожных перевозок. Подготовительная работа велась уже давно. В частности, были проведены модельные торги услугами железнодорожных перевозок в регулярном грузовом сообщении. Эксперимент показал, что система работает. До конца 2016 года планируется запустить организованные торги по перевозке нефтеналивных грузов в регулярном грузовом железнодорожном сообщении. Более подробно об этом читайте в статье А. Голомолзина, опубликованной в № 11–12 (326) июнь 2016 г. журнала «РЖД-Партнер».

Эксперты с интересом следят за тем, как разворачиваются события вокруг создания коммерческой инфраструктуры рынка грузовых перевозок. «Пора перевозчикам и тем, кто оказывает полуперевозочные и околоперевозочные услуги, переходить к работе по собственным офертам, которые можно будет выставлять на единой площадке организованных торгов, где все прозрачно и доступно, – говорит президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов. – Начинать непосредственно торговать надо с тех сегментов рынка, где уже есть такая практика, – это грузовые и контейнерные перевозки по расписаниям с фиксированными датами отправления и прибытия. Для этого нужны договорные перевозчики, у которых грузоотправители смогут приобрести вагоно-места, как пассажиры покупают билет на поезд. При этом сами договорные перевозчики будут (пока, а может быть, и достаточно долго) пользоваться услугами ОАО «РЖД» как владельца инфраструктуры и технологического перевозчика, как это происходит сейчас, оплачивая фиксированный провозной тариф и договорную плату за выделенную нитку графика».

Заместитель председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин считает, что в идеале должно быть много конкурирующих электронных площадок. «А вот организовать их можно разными способами, – отмечает он. – Можно использовать международный опыт и создать удобные, простые и выгодные сервисы по аналогии с еBay или Аmazon. А можно сделать все по-русски: в принудительном порядке загнать всех участников на некую площадку. Это мы уже проходили в случае с законом о госзакупках. Так что очень важно, по какому пути пойдет государство. Самое главное – желание самих игроков».

На самом деле сами игроки тоже не сидят сложа руки, а выдвигают свои инициативы. Так, президиум НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» 25 мая 2016 года одобрил концепцию обмена свободным парком, которая позволит перевести взаимоотношения операторских компаний на единую IT-площадку. Цель проекта, как уже писал РЖД-Партнер, – сокращение расходов на порожние рейсы за счет использования системы данных о доступных для оперирования вагонах в спотовом сегменте рынка. Примечательно, что на этот раз инициатива по оптимизации управления парком исходила не сверху – от регуляторов или госкомпаний, а снизу – непосредственно от участников операторского бизнеса.

Таким образом, лед явно тронулся. В ближайшее время рынок грузовых железнодорожных перевозок может ожидать определенная трансформация. Хорошо, если она обернется повышением конкурентоспособности железных дорог, улучшением качества обслуживания клиентов и формированием благоприятных условий для привлечения инвестиций в отрасль. Именно эти задачи ставятся во главу угла при создании Совета рынка. По крайней мере подобная площадка станет определенным испытанием для всех и проверкой на способность договариваться и слышать друг друга.

Елена Ушкова
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions